Форум общения и хорошего настроения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Выбран ли выбор

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Разбираем тему выбора. Пишу в первую очередь для sergeant3, раз с ним разговор зашёл об этом. Ну и для всех, кому интересно взглянуть на вопрос с других точек зрения.
***
1) Рассмотрение выбора в контексте причинности.
Модель можно описать таким образом: имеем последовательность различных событий и явлений связанных между собой причинно-следственными связями. И это огромнейшее число явлений и связей мышление не способно одновременно ухватить! К тому же очень малая часть информации осознаётся, остальное находится в подсознательном и бессознательном.
И вот мышление выхватывает из причинности область ABCD (назовём её так).
http://s3.uploads.ru/t/5WoVQ.jpg

A - например какое-то неприятное событие; тогда B - мысль о том, что можно изменить, C - действия по изменению ситуации, D - мысль о результате.
Такое выхватывание куска вполне достаточно, чтобы ориентироваться в обстановке.

Выбор здесь выглядит так: я нахожусь в неприятной ситуации (A), я перебрал возможные варианты и нашёл выход (B), я изменяю ситуацию (C), я осуществил выбор (D).

Но в этом примере упускается момент, что вырывая кусок мы делаем допущение, что можно принять A (или B, C, D) за "начало отсчёта". А - уже результат событий и действий, случившихся до; В - мысль о выходе, также результат многих событий, а не только А. Ведь умение разрешить ситуацию было получено через раннии опыты, потому В - их следствие. С - действия вытекающие из А и Б, но ведь чтобы что-то сделать, например хотя бы уйти, надо мочь ходить. И то, что возможность ходить присутствует и сейчас - это результат событий, которые не повредили ваши ноги, а не только А и В.

Таким образом всё из A, B, C - следствия множества более ранних причин, и сами A, B, C - становятся причинами для дальнейших событий.
Таким образом претензия на обладание выбором неуместна.
Даже D - мысль о том, что "я осуществил выбор", результат не только С (действий), но и множества других факторов, например той же уверености в наличие выбора. Поэтому сами идеи о выборе не подтверждают выбор, так как находятся в причинности.

2) Рассмотрение выбора в контексте воображения
Уже рассматривалась подобная модель ранее здесь: Задним числом по заднему месту. Поэтому кратко.
http://s3.uploads.ru/t/PqWIm.jpg

В воображении создаётся множество вариантов (на рисунке изображено только два: А и В) и проецируется в будущее. Поскольку упускается, что это делаем мы сейчас, то создаётся впечатление, что имеется возможность выбора одного из вариантов будущего.
Но такое "выбирание" - это часть происходящего.
http://s3.uploads.ru/t/MSeJV.jpg

Таким образом пребор вариантов и выбор одного из них - это часть происходящего, а НЕ ВЫБОР, который мы делаем.
Выбор не выбран нами.
***
Выбора нет?
http://s3.uploads.ru/t/QCW4e.jpg

Но судьба, предопределённость создаётся точно так же воображением. Чтобы определить происходящее, как судьбу или свободу, мы должны иметь представление, что есть то и другое. А это представление и находится в воображении!
http://s2.uploads.ru/t/rYpuK.jpg

На рисунке чувак "выбрал", что он будет делать. Первый кадр сошёлся - "ура, я могу выбирать". Второй не сошёлся - "увы, увы, за что досталась мне такая судьба!?"

Таким образом приняв воображаемое, за реальные варианты, происходящее может окрашиваться чувством выбора или чувством предопределённости.
Обе крайности имеют "неприятные" моменты:
а) вера в выбор рождает повышенное беспокойство за свой "выбор"; ведь можно "ошибиться", "облажаться"; рождает и чувство вины, "ведь я мог сделать по-другому". Но эти беспокойства и вина лишь забирают на себя внимания, и лишь становятся помехой для наилучшей оценки ситуации и реагированию на неё.
б) в предрешённость хотя и освобождает отчасти от веспокойства, вины, но создаёт аппатию, депрессию, подавленность. Ведь всё ещё остаётся вера в возможность свободы, хотя её и "нельзя никогда получить". В этом случае чрезмерно занижается роль своих желаний, предпочтений во влиянии на происходящее.

***
http://s3.uploads.ru/t/GYxUN.jpg

0

2

посмотрела, прочитала, задумалась:
а тебе точно 24 года?

вариант А - по рисункам лет 5
вариант В - по тексту лет 50

методом экстраполяции интегрированных значений области вероятностных вычислений - точно! 24 года!  :cool:

0

3

Сообщение для Мерани,

вариант А - по рисункам лет 5

Мне просто лень рисовать детализированнее)) слишком много времени занимает))

0

4

Сообщение для Мерани, задача рисунков только проиллюстрировать текст была, а не создавать художественный шедевр)))))))

0

5

И в качестве резюме: "Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя."  http://uploads.ru/i/q/I/J/qIJYE.gif

0

6

итака написал(а):

И в качестве резюме: "Знай же, что постигшее тебя не должно было миновать тебя, а то, что миновало тебя, не должно было постигнуть тебя."

ну…))) обычно есть сильный заряд на бег в лучшее будущее или на безвыходность))
поэтому вряд ли кто воспримет эту фразу как "не парься чувак!"))))))
скорее всего разыграется воображение про то, что "мимо прошло", почему "мимо", почему "постигшее" мимо не прошло, почему нельзя по-другому и т.п.))))

0

7

шелест написал(а):

скорее всего разыграется воображение про то, что "мимо прошло", почему "мимо", почему "постигшее" мимо не прошло, почему нельзя по-другому и т.п.))))

Да чего тут думать - иншаллах и все тут)

0