ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 История Выпуск 2 (14)
_______________
НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ
УДК 930.85(410)”18/19”
ВОСПИТАНИЕ И МАНЕРЫ АНГЛИЙСКИХ ЛЕДИ XVIII–XIX ВВ.
Д. Б. Вершинина
Предпринимается попытка представить обобщенный нравственно-психологический
портрет английских леди в контексте их воспитания и манер на основе документальных ис-
точников (писем и дневников), а также художественных произведений английской литера-
туры XIX столетия.
Ключевые слова: Англия, леди, женское образование, национальный характер.
Престижу Англии, согласно шутливому замечанию, больше, чем экспорт английского угля,
содействовал образ джентльмена. Действительно, трудно назвать национальный образ, влияние
которого распространилось бы так широко в мире, причем не только в так называемом «благород-
ном» обществе, где он возник, но и за его пределами. При этом, однако, тип английского джентль-
мена, первые упоминания о котором относятся к XII в., на протяжении многих столетий своего су-
ществования претерпевал различные трансформации, среди которых одной из главных было посте-
пенное расширение понятия и его демократизация. C образом джентльмена оказались неразрывно
связаны представления об английском национальном характере, ставшем объектом изучения мно-
гих исследователей и в самой Великобритании, и за ее пределами. Среди тех, кто обращался к про-
блемам британской национальной идентичности, были как писатели (к примеру Дж. Б. Пристли
[Priestly, 1974] и Г. К. Честертон [Честертон, 1984]), так и ученые – лингвисты, литературоведы,
культурологи, историки [Карасик, Ярмахова, 2006; Павловская, 2005; Проскурнин, 2002; Fox, 2005;
Hewitt, 2008; Hewitt, 2009; Houghton, 1985; Paxman, 1999].
Великобритания внедрила в культуру тип не только джентльмена, но и леди. Возникнув еще
в раннее средневековье (о чем свидетельствуют уже легенды о короле Артуре и его жене леди Гви-
невере), распространившись в эпоху куртуазной любви, когда появился культ Прекрасной Дамы,
понятие и сам тип «леди» окончательно утвердились в английском обществе начиная с XVI–
XVIII вв., достигнув апогея своего развития в XIX столетии.
М. Оссовская писала о содержании термина «джентльмен»: «В Оксфордском словаре пона-
чалу главным выступает знатное происхождение, генеалогическое древо, право ношения герба. В
более поздних определениях подчеркиваются личные достоинства» [Оссовская, 1987, с. 133]; дума-
ется, что эти слова можно применить и к наименованию «леди», поскольку история показывает, как
оба типа постепенно теряли свое первоначальное специфически классовое содержание и приобре-
тали все более очевидное этическое, культурное значение. В статье предпринимается попытка
представить обобщенный нравственно-психологический портрет английских леди в контексте их
воспитания и манер на основе документальных источников (писем и дневников), а также художе-
ственных произведений английской литературы XIX столетия.
Практически все путешественники, посетившие Англию в XVII–XIX вв., восхищались кра-
сотой англичанок. Н. М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» писал: «Англичанок
нельзя уподобить розам; нет, они почти все бледны – но сия бледность показывает сердечную чув-
ствительность и делается новою приятностию на их лицах» [Карамзин, 1964, с. 430]. Сумароков
подтверждал мысль Карамзина по поводу того, что «Англию можно назвать землею красоты» [Там
же, с. 432]: «Лондон есть метрополия прелестей. Не пройдешь и ста саженей и начтешь двадцать
красавиц» [Ерофеев, 1987, с. 199]. В последние годы XVIII в. немецкий пастор, живший в Лондоне,
замечал: «Я действительно полагаю, что ни в какой другой стране невозможно встретить так много
привлекательных женщин, как в Англии» [Raynolds, 1998, р. 36].
Однако в вопросе о манерах англичанок наблюдатели расходились во мнениях. По замеча-
нию Карамзина, «женщины и в Лондоне очень хороши, одеваются просто и мило; все без пудры,
без румян, в шляпках, выдуманных грациями. Они ходят, как летают...» [Карамзин, 1964, с. 438].
© Д. Б. Вершинина, 2010
Другой русский путешественник, напротив, утверждал, что лондонки «одеваются без вкуса, мане-
ры и походка не так грациозны, как у француженок» [Ерофеев, 1987, с. 199]. При этом упомянутые
авторы, безусловно, апеллировали к манерам и вкусам англичанок из аристократических кругов.
Леди и джентльмены всегда очень серьезно относились к воспитанию своих дочерей; осо-
бенное внимание к образованию джентльмена (в первую очередь) и леди начало проявляться уже в
XVII в. Можно согласиться с В. Мацкевичем, утверждающим, что усиление демократических тен-
денций в английском обществе второй половины XVII столетия неизбежно должно было вызвать
большее внимание к проблемам образования и воспитания: «Нарастание демократических тенден-
ций в английском обществе привело к тому, что управление государством было изъято из рук ро-
довой аристократии, и к управлению государством, хозяйством стали приходить демократические
слои населения... Со времен Локка само по себе понятие элиты или джентльмена начало понимать-
ся как результат культуры, воспитания и образования» [Мацкевич, 1993, с. 96–97].