Арт-рок театр "КАФТАН СМЕХА"
Безумный театр прогрессивного рок Вам когда-нибудь приходилось описывать неописуемое? Вы пытались когда-нибудь изложить на бумаге свои самые сильные эмоции? Когда нечто повергает вас в шок, у вас перехватывает дыхание, и вы на время теряете дар речи? Если такое с вами происходило, то вы поймете, как мне непросто было подготовить подобный отчет…
Итак, речь пойдет о московской группе… хотя, термин «группа» в данном случае не подходит… пусть будет о творческом коллективе «Кафтан смеха». Все началось с того, что один хороший человек дал мне посмотреть любительский DVD, сказав, что подобного я еще не видел… Действительно, просмотренный видеоматериал произвел на меня очень сильное впечатление. Но это, так сказать, предыстория… Ибо никакие съёмки никогда не смогут полностью передать ощущения, полученные на живом действии.
Мне стало известно, что «Кафтан Смеха» устраивают представление в московском клубе «Форпост». Надо бы на это посмотреть, подумал я, но честно говоря, без особого энтузиазма… Наверняка, думал я, они хорошо поработали над монтажом своего DVD, почистили звук и т.д. и т.п. Навряд ли им удастся изобразить живьем, то, что они задумали. Однако, если сказать «результат превзошел мои ожидания», это значит не сказать ничего! Лично я испытал настоящий культурный шок! Посему взялся описывать произошедшее спустя некоторое время (концерт состоялся 21 мая), дабы дать возможность улечься эмоциям и попытаться провести аналитическое исследование.
Так кто такие эти «Кафтан Смеха»? Что они вообще из себя представляют? На что это похоже? К какому музыкальному направлению их можно отнести? Вы себе не представляете, как, на самом деле, сложно ответить на такие простые вопросы… Но делать нечего, отвечать придётся… По всей строгости нашего непростого времени )))
Дело в том, что я столкнулся с совершенно уникальным явлением, к которому не хотелось бы лепить никакие ярлыки. Оговорюсь сразу, жанр, в котором работает коллектив, оригинальный. Никаких прямых аналогий мне на ум не приходит. Тем не менее, я вынужден буду прибегнуть к ряду параллелей, исключительно для того, чтобы хоть как-то обозначить вектор творчества этих людей. Все сравнения, о которых я буду говорить в дальнейшем, имеют более чем условный характер.
Постановка Аллана Паркера по альбому The Wall (Pink Floyd), театральные эксперименты Genesis начала 70х, сюрреалистические образы у Yes времен тура «Tales From Topographic Ocean»… Среди более современных авторов, пожалуй, Dream Theater с концертом «Scenes From A Memory», где параллельно выступлению группы идет видеоряд, иллюстрирующий концепцию материала. Опять же, повторюсь, данные параллели очень условны.
Если попробовать отдельно охарактеризовать музыкальный материал «Кафтана смеха», то вышеупомянутые группы тоже вполне подойдут. Сумасшедшая эклектика из классического прогрессивного рока 70х, неопрогрессивного рока, хард-рока 70х, прогрессив-металла, этнической музыки, готики и джазового авангарда. Предложенный набор весьма условный, т.к. музыка звучит очень монолитно и не подразумевает подобного стилистического «расчленения». Данные примеры это всего лишь попытка донести до читателя мои впечатления от услышанного/увиденного.
Но вернемся в клуб «Форпост». Начало концерта планировалось на 19-00, но выступление было задержано… Музыканты настраивали аппаратуру, будущие потенциальные зрители тусовались на улице. У меня как раз было пообщаться со знакомыми меломанами, поменяться дисками и т.д. Ближе к 20-00 нас впустили в зрительный зал. Несмотря на первое мое впечатление о недостаточном количестве публики, в итоге, практически все места оказались заняты. Маленькая сцена клуба была загромождена звуковой и световой аппаратурой, на боковой стене висел экран. В правой части сцены находился другой экран, значительно меньших размеров. Лампы, какие-то осветительные приборы, дополнительные перкуссии все это производило впечатление того, что сейчас мы увидим нечто значительное. К слову сказать, большинство оборудования не принадлежало клубу, а являлось собственностью «Кафтана Смеха». Все это они привезли на специально арендованном «почти грузовом» авто.
В зале погасили свет, действо началось. Под обволакивающее психоделическо-монотонное звучание синтезатора на сцене появился человек в черном балахоне. Он зажег свечу и при её свете начал читать текст. Параллельно этому на маленьком экране методом «театра теней» происходило некое действо, визуально отображающее прочитанное. Это был своеобразный пролог…
Театр теней:
Затем началось прогрессивно роковое действо! Умопомрачительные стилистические эксперименты, смены ритмов, размеров, темпов, гармоний… (всё, что я так люблю), все это перемежается с театральными кусками с продуманной драматургией, на экран проецируется видеоряд, который является и иллюстрацией концепции, и сам по себе представляется значительным произведением!
Кульминации сменяются динамическими спадами, театральные диалоги перерастают в «роковые запилы», забои сменяются тихими красивыми мелодиями, тексты на грани «театра абсурда» перерастают в глубокие философские размышления…
Вот несколько кадров из фильма, который сопровождает выступление. Некоторые моменты подробно описаны Анатолием Рясовым в приложении.
В середине действа, большой театральный кусок, во время которого в частности используют печатную машинку и в реальном времени жарят яичницу (говорят, это не ново, но пусть говорят…).
Затем нашему вниманию предстает очень душевный и мелодичный этнический номер, после которого следует ряд музыкальных кульминаций, драматический диалог (о которым я расскажу подробнее) и, наконец, выход на коду… Смены костюмов, инструментов, музыкальной палитры, настроения, все это целиком погружает слушателя/зрителя в пучину произведения не оставляя никаких шансов вернуться в реальность до конца представления. Финальная композиция окончательно убивает (в хорошем смысле слова) своим драматизмом, глубиной и красотой мелодии. Визуальное сопровождение тоже мало кого оставит равнодушным. На сцене происходит убийство манекена путем его расчленения.
Итак, на данный момент программа коллектива представляет из себя фантасмагорическое музыкально-театральное представление. Я бы еще добавил, что театральная линия несёт в себе черты зрелой литературности… Причем, все эти составляющие совершенно равноправны. Предположу даже, что каждая из них вполне ценна, как самостоятельная единица, но когда они в совокупности, то это производит совершенно потрясающий эффект. Всё переплетается настолько органично, что приводит зрителя/слушателя в замешательство, в самом хорошем смысле этого слова. Как тут не вспомнить Г. Гессе с его «Игрой в бисер» (я имею в виду разножанровые переплетения).
Попытаюсь кратко изложить свое понимание концепции их программы. Главный герой осознает, что позиционирует себя с манекеном, причем манекен это в свою очередь аллегория, символизирующая человеческие комплексы которые закрепощают главного героя в некие поведенческие и эмоциональные рамки… По ходу действа зрители погружаются в безумный мир видений человека «манекена»… Возникают картины истории человечества, полные ненависти и насилия… Главный герой понимает, что страдает раздвоением личности. В итоге, ему тем не менее удается «убить в себе манекена», но финал сего действия не оставляет однозначного впечатления… Убивает герой манекена или же наоборот, погибает именно человеческая сущность героя… В общем, сами понимаете, идея достаточно глубокая и весьма абстрактная. А ведь любое абстрактное искусство не дает четких критериев оценки. Оно подразумевает, что слушатель/зритель является как бы соавтором произведения, благодаря своему индивидуальному взгляду на происходящее.
Отдельного рассмотрения заслуживает большой театральный эпизод, который я бы назвал «диалог о гусенице» (полный текст приведен в приложении). На сцене появляются два силуэта в темных одеяниях. Их образы «обезличены»
Как выяснилось позже, в качестве сценического антуража было использовано тесто, причем, этот материал тоже является частью концепции, и об этом будет рассказано позже. В моем понимании, данный диалог является иллюстрацией раздвоения личности главного героя. По ходу действа персонажи меняются своими интонациями (это отражено и в тексте) таким образом, что у зрителя создается такое впечатление, как будто герои поменялись местами, однако, этого в реальности не происходило… Это лишний раз говорит о незаурядном актерском мастерстве участников коллектива.
Попробую теперь более детально рассмотреть «Кафтан смеха» с музыкальной точки зрения. Что удивительно, но сыграно все было совершенно безупречно. Относительно звука мнения были разные, но я «Форпосте» бывал (и как зритель, и как музыкант) не раз, и хочу сказать, что звук был более чем качественный. Кстати, если кто читал мой отчет о первом дне фестиваля «In Prog», то спешу заметить, что всем отечественным участникам этого действа до «Кафтана Смеха» расти и расти… Не в обиду сказано… Думаю, если бы они увидели это всё, то согласились бы со мной. Будем надеяться, что группу наконец заметят и в следующем году дадут возможность полноценно выступить на вышеупомянутом фестивале.
Теперь по порядку. Ритм секция безупречная. У группы совершенно фантастический бас-гитарист (Евгений Второв). Это отметили фактически все. Плотный насыщенный звук, прекрасная техника, хороший вокал. Помимо всего прочего Евгений еще является одной из ключевых фигур театрального представления.
Барабанщик (Сергей Чупырин) замечательный инструменталист. Все четко, динамично, с драйвом. Прекрасный музыкант. Я так понял, он привез на концерт собственную ударную установку, за что честь ему и хвала. Помимо игры на ударных он еще замечательно поет и играет на блок-флейте. В программе у него есть почти сольный вокально-флейтовый номер. Сергей тоже участвует в театральном действии.
Клавишник (Михаил Данилин) тоже прекрасный инструменталист. Помимо владения инструментом, он еще замечательно подбирает (как я это называю) «правильные» звуки. Использует в некоторых фрагментах электрогитару и замечательно поёт. В программе «Кафтана Смеха» у него есть несколько сольных вокальных номеров. Михаил тоже принимает участие в «перфомансе».
Перкуссионист (Денис Авданин) прекрасно дополняет музыкальную палитру группы. Кроме ударных инструментов он еще использует ноутбук, из которого извлекает различные звуковые эффекты, придающие дополнительный окрас всему действию.
Вокалистка (Фатима Таова) обладает замечательным голосом, я бы даже рискнул сказать, оригинальной манерой пения. В программе у неё несколько сольных вокальных номеров, где девушка своим вокализом забирается на такие «верха» (прошу прощения за музыкальный слэнг), что лично у меня мурашки по коже бегали.
Гитарист (Сергей Волков) тоже весьма состоявшийся музыкант. Как я понял, вектор его музыкальной мысли уходит к классическому британскому року 70х. Порой напрашивались некоторые параллели с Дэйвидом Гилмором, но это условности, ибо в определенных местах он играл очень тяжелые риффы, до которых некоторым металлистам еще расти и расти.
Ну и конечно же основной артист, вокалист и идеолог Анатолий Рясов. Ну его конечно лучше один раз увидеть на сцене, чем десять раз прочитать чужие впечатления. Отмечу, что он обладает незаурядными вокальными данными. Очень сложно описать его поведение на сцене, ибо на нём в основном сконцентрировано всё действо. Вне всякого сомнения, Анатолий обладает талантом перевоплощения. Как позже выяснилось, он еще и писатель, а программа группы есть оригинальное музыкально-театрализованное воплощение его второго романа, который еще не издан.
Еще бы я отметил светоинженера (Дмитрий Бережецкий), чья личность остается как бы в тени, но от его работы зависит очень многое. Напомню, световое оборудование у «Кафтана смеха» своё и достаточно разноплановое. Думаю, Дмитрию было очень непросто работать в габаритах клуба «Форпост», но со своей задачей он справился.
С группой постоянно работает звукорежиссёр Евгений Ласточкин, которому тоже приходится преодолевать множество трудностей, ибо зачастую коллективу не дают времени на саунд-чек. Про качество звука в «Форпосте» я уже писал выше…
После концерта мне понадобилось какое-то время, чтобы прийти в себя. И я был такой не один. Мне позже удалось проникнуть в гримёрку и пообщаться с Анатолием Рясовым. К сожалению, много времени он мне уделить не смог, но мы поменялись электронными адресами и через день продолжили общение по почте. В итоге, мне удалось выяснить, что моё понимание концепции произведения несколько отличается от задумки автора. Что поделать, абстрактное искусство это не математика. Об этом я уже писал выше. Фрагменты моих бесед с Анатолием можно посмотреть в приложении. Не ленитесь, и обязательно прочитайте. Жаль, конечно, что мне не удалось пока пообщаться с остальными участниками «Кафтана Смеха». Ну да ничего, дело наживное.
Попытаюсь подвести некий итог своего повествования. На написание всего этого меня вдохновило исключительно творчество группы. Никакой корысти я не преследую.
В нашем славном государстве появился замечательный коллектив, к творчеству которого не подходят никакие прямые аналогии. Замечательный эксперимент переплетения различных видов искусств. Музыка, драматургия, кинематограф, литература,- всё это вместе и все проделывается в рамках коллектива без существенного привлечения сторонней помощи. «Кафтан Смеха» заслуживает значительно большего, нежели имеет сейчас. Надеюсь, в скором времени будет уделяться больше внимания со стороны серьёзной прессы. Ну и конечно хотелось бы побольше внимания от простой публики. Поверьте на слово, оно того стоит. Итак, если вдруг вы получите информацию о выступлении «Кафтана Смеха», не задумывайтесь – идите!