Со статьёй, которую опубликовала Svetik полемизирует статья, о которой я уже упоминал. Позвольте всё же я её приведу здесь на форуме. Своё мнение относительно этой статьи я уже высказывал, но взгляд с другой стороны тоже интресен.
Европейский песенный телеконкурс окончательно превратился в озорную и предсказуемую политическую забаву. Собственно, здесь можно уже и не петь. Достаточно просто обнародовать список участников с указанием их гражданства. Эти люди могут мурлыкать что-то себе под нос, разыгрывать сценки, мелодекламировать, исполнять акробатические этюды, разыгрывать с залом викторины, а проголосует народ все равно однозначно и сравнит, казалось бы, несравнимое. Ужа с ежом на «Евровидении» скрещивают элементарно. Сумела же интернациональная телеаудитория определить, чем традиционная вокалистка, коих пруд пруди на любом исполнительском конкурсе, Шерифович лучше кабарешной шоувумен Сердючки, а российское «Серебро» привлекательнее, скажем, опытной словенской певицы в жанре classical crossover Аленки Готар. Чем, чем, да паспортом…
Если перевернуть итоговую таблицу финала нынешнего ристалища с ног на голову, получится реальное положение вещей в современной поп-индустрии. Впереди окажутся Ирландия, Великобритания, Франция, Испания, Германия. Но поскольку «Евровидение» стоит именно на голове, упомянутые державы плетутся в хвосте. По-настоящему успешные артисты оттуда на эти конкурсы не ездят. Представляете U2, Элтона Джона или Muse на следующем конкурсе в Белграде? Доминируют относительно недавно самоопределившиеся страны «восточного блока». Певцы из этих стран зачастую интересны лишь своим соотечественникам, но последних очень много (такие две империи раскололись — СССР и Югославия), и бывшие соотечественники голосуют друг за друга, ибо голосовать за самих себя запрещено правилами конкурса. Скажем, Украина отдала 8 баллов дебютанту «Евровидения» — Грузии, 10 — России и 12 — Белоруссии. Россия получила высшие оценки от Белоруссии, Армении и Эстонии, а сама голосовала за белорусского Колдуна (занявшего в итоге 6-е место) и за самостийную Сердючку.
Во многом голосование на «Евровидении» имеет оппозиционный контекст или, как модно нынче выражаться, является протестным. Высший балл, поставленный «Серебру» Эстонией, — это, разумеется, голос русскоязычного населения прибалтийской республики. Первое место турецкому кебаб-попу от Франции — хоть какой-то реванш электората, голосовавшего за Сеголен Руаяль. А какой политес — 12 баллов Армении от Турции!..
После успеха «молящейся» Марии народ в Белграде рванул с флагами на улицу, словно сборная Сербии выиграла чемпионат мира по футболу. Хотя скорее всего Европа забудет о Шерифович уже через месяц — как забыла о латвийке Марии Наумовой, украинке Руслане или рвущемся покорять мир вице-чемпионе «Евровидения-2006» Диме Билане. В Хельсинки наш многократно премированный на родине артист попытался устроить средь бела дня свой творческий вечер в старом студенческом доме, прямо в центре города. Певца встретил практически пустой зал, где среди нескольких десятков людей большинство составляли представители российской делегации…
Сербам придется очень постараться, чтобы на своем «Евро» достичь финского качества организации и аналогичного технического уровня шоу. Зато сексуальная ориентация белградского конкурса, думается, будет более традиционной. Засилье потенциальных участников love-парадов и на сцене, и за кулисами нынешнего конкурса просто бросалось в глаза. Циничные журналисты не преминули похохмить, что второе место занял мужчина, переодетый женщиной, а первое — женщина, переодетая мужчиной. Отряд рослых трансвеститов встречал гостей «Евро» даже на заключительном фуршете. А в пресс-центре — в рядок с буклетами о Хельсинки и статистикой конкурса — лежали пачки путеводителей по гей-местам города маэстро Сибелиуса и маршала Маннергейма. К финалу почти все эти брошюрки разобрали…
А Верку все же зря оставили с серебром. Именно она, возможно, и впишет хельсинкский форум в историю, предложив Западу новый танцевальный ритм и движения. После ламбады, макарены, самбы ди жанейро народ зажигает под сердючкин danсing-эсперанто. Танцуют все!
Бывшие югославы переиграли бывших советских
Максим Юсин
«Евровидение» давно уже превратилось в «междусобойчик» восточноевропейских государств. Немцев, французов, англичан конкурс этот не особо интересует, итальянцы вообще отказались в нем участвовать. И лишь бывшие советские, бывшие югославы, бывшие страны «народной демократии» относятся к состязанию столь серьезно, как будто на кону — честь страны.
И ради победы готовы заключать самые «региональные альянсы». Порой — естественные (Россия — Белоруссия). Порой — причудливые (Хорватия — Сербия, вчерашние враги). Но главное — результат: гарантированные голоса соседей. В любом случае, даже если исполнитель провалился.
Даже не слыша выступления греческого певца, можно, например, смело заключать пари, что Кипр поставит его на первое место. А Греция — киприота (или киприотку). Румыны отдадут 12 баллов молдаванам, а молдаване — почти наверняка румынам.
Но этих баллов для победы не хватит. Альянс должен быть представительным, а не состоять всего лишь из двух участников. И в этом смысле наилучшие стартовые позиции — у стран, возникших на месте Югославии и СССР. В Хельсинки право голосовать имели шесть бывших югославских республик и девять бывших советских. Результат — на табло. В тройке призеров — Сербия, Украина и Россия. Вот только «численное преимущество» мы на сей раз реализовать не сумели. Распылили голоса. Одни давали заветные 12 баллов Украине, другие — России, а третьи — занявшему шестое место белорусскому певцу. Вот и остались без победы.
А экс-югославы поступили по-умному. И хорваты, и боснийцы, и словенцы, и македонцы, и черногорцы дисциплинированно поставили на первое место певицу из Сербии — вот вам уже 60 очков. Плюс голоса от Австрии и Швейцарии, где живет очень много сербских иммигрантов, а также от Венгрии, примкнувшей к «балканскому альянсу» (сербы в ответ тоже проголосовали за венгерку). Получается, что из «незаинтересованных» стран на первое место сербскую певицу поставила только Финляндия.
То, как голосовали некоторые страны, может показаться парадоксальным. Но только на первый взгляд. Если чуть-чуть задуматься, можно найти логическое объяснение любой загадке. Почему, например, Эстония поставила на первое место Россию — и это по «горячим следам» скандала вокруг Бронзового солдата? Все очень просто: за группу «Серебро» дружно голосовали живущие в Эстонии русскоязычные. Почему турки все вдруг так полюбили армян? Да никакие не турки — это армянская диаспора организованно писала SMS-ки. Почему в Португалии Верка Сердючка оказалась так популярна? А вы вспомните, что в этой стране работают аж триста тысяч украинских гастарбайтеров. Почему зрители из Германии, Австрии и Швейцарии так горячо поддерживают Турцию? А вы не забывайте, сколько в этих странах турецких иммигрантов.
Такой вот прикладной урок геополитики — на примере конкурса «Евровидение».