«Вы кошечку (барсетку, бумажник) не теряли?» – так странно может начаться телефонный разговор угонщика с бывшим владельцем. Дело в том, что 3/4 автоворов, как ни удивительно, мечтают о таком разговоре, да и просят за машину недорого. Так что не спешите вешать трубку.
Координатор общественного объединения по помощи жертвам угона «Содружество Терпила» Елена Тихонова: У Лены три года назад угнали Audi-100 – она решила не довериться слепо милицейским погонам, а действовать самостоятельно. Машину нашли – а остановиться Лена так и не смогла. Сейчас она дружит с 7-м и Особыми отделами по борьбе с хищениями автотранспорта Петровки, лично знает многих оперов и считает себя профи в теме угонов. Насколько заслуженно, судите сами.
Угон угону рознь. Все конкретные случаи можно разделить на четыре неравные группы.
Первая – это автомобили, угнанные под заказ. Такие, как подсказывает практика, не находятся практически никогда – если только угонщик не допустит существенного промаха, что в таких случаях бывает крайне редко. Если вашу машину заказали, ей не помогут никакие «блэк-баги», клиффорды, пластиковые карты и бронированные ворота гаража.
Другое дело, что многие автовладельцы склонны преувеличивать криминальный статус собственного угона.
Так и получается, что владелец свежеугнанного ВАЗ-21093 начинает вспоминать, что, вроде, и следили за ним, и у супермаркета пасли, и около дома некие подозрительные субъекты околачивались. Едва ли. Труд подозрительных субъектов тоже стоит денег. В случае простой «девятки» затраты не оправдаются. Заказывают, как правило, дорогие элитные автомобили – те, что стоят больше $50 000.
Вторая категория – автомобили, угнанные на запчасти. Несмотря на расхожее мнение, таких машин очень немного – противоположное мнение активно внедряют сотрудники милиции.
Им, понятное дело, куда проще объяснить владельцу, что его «ласточка» давно лежит в разобранном состоянии, чем заняться реальными поисками машины.
Третья группа – это автомобили, угнанные гастролерами – те, что увозятся за пределы «места прописки». Достать машину, которую перегнали из Москвы на Урал или, тем паче, на Северный Кавказ, безумно сложно.
Но угонщики последнее время не очень любят так работать: риск слишком велик, и куда проще получить деньги за машину, что называется, не отходя от кассы.
Именно этот последний, четвертый способ и становится постепенно самым распространенным – машина остается в Москве, а угонщики терпеливо ждут, когда за ней придут.
Владельцу угнанного автомобиля надо смириться с тем, что платить все равно придется. Не бандитам, так милиции. Не милиции, так частным детективам – чтобы по своим каналам занялись независимыми поисками. Бандюки откровенно вымогают деньги за возврат машины. Милиция такого позволить себе не может – но без перспективы «матпомощи» едва ли станет искать. С детективами вообще все понятно – платят им не за результат, а за время, которое, как известно, может тянуться вечно.
Итак, ситуация: ночь, улица, фонарь. Машины нет. Что делать?
Начни с милиции
Начало понятное – 02, трогательный рассказ о своих проблемах дежурному, объявление плана «Перехват» – внимание всех постовых города будет приковано к вылавливанию вашей машины из общего потока. Учтите только, что время угона вы указываете сами, а «Перехват» объявляется, если с момента кражи прошло не более 30 мин. Иначе, считают гаишники, перехватывать будет некого – автомобиль будет спокойно стоять в ближайшем отстойнике. А дальше – в местное отделение милиции, писать заявление об угоне.
Именно в этот момент пострадавшему предстоит сдать первый экзамен.
Почему-то очень многие обиженные автовладельцы любят прийти в отделение милиции и начать рассуждения о родственниках и друзьях в прокуратуре или ФСБ. На любого нормального мента эти слова действуют почище красной тряпки на быка или шампуня Head & Shoulders на перхоть. Во-первых, милиционеры ненавидят напоминания о возможном контроле. Во-вторых, родственники в прокуратуре, в переводе на язык погон, означают, что денег с «клиента» получить не удастся. А милиция, как рассказывал один ее доблестный представитель, «работает за три вещи: за живые деньги, за карьеру или за личный интерес». В отделении милиции, где вы пишете заяву об угоне, лучше забыть о глаголах «должны», «обязаны» и прочих повелительных наклонениях. Гордость надо надолго и подальше запрятать. Нужно просить, говорить, что «один только вы мне помочь и можете». В таких случаях мужественные сердца оперов растапливаются.
Разогрев сердечной мышцы может дойти до той стадии, когда опер предложит вам забрать заявление с тем, чтобы он пошустрил на предмет машины среди своих районных.
Отказываться в этом случае едва ли стоит – если опер такое предлагает, значит, предполагает, что машину увели свои, районные. А местную братву любой нормальный опер знает лучше своих пяти пальцев. Братва с человеком в погонах также прекрасно знакома – и портить отношения с милицией из-за какого-то вшивого автомобиля не будет.
Поэтому так важен факт отсутствия заявления – подводить своих под уголовку не хочется, а так, по-человечески попросить вернуть машину вполне можно. Кроме того, в милиции можно предложить свою ненавязчивую помощь – например, нанять человека для слежки за стоянкой или конкретным подъездом. Оперов тоже можно понять – у них жена, дети и хочется спать по ночам вместо того, чтобы сидеть в грязном подъезде.
Кроме того, имеет смысл прозрачно намекнуть о собственной благодарности следователю.
Впрочем, назойливые попытки развода необходимо пресекать.
Если милиционер предлагает оплачивать ему бензин и отремонтировать машину, лучше всего спокойно и твердо оформить свой отказ. В особо наглых случаях имеет смысл намекнуть на прокуратуру – лишаться звездочек менты не очень любят.
Не забывай про себя
В любом случае, как говорится, на опера надейся, а сам не плошай. Бандитам нужны деньги, ментам – бандиты. Пропавшая машина нужна только ее владельцу. Если пропажу обнаружили сразу после угона, стоит позвонить в службу спасения – 3000 спасателей с рациями на улицах – это не шутка.
После необходимо распечатать ориентировки на автомобиль.
Тут все просто – первый абзац с данными на машину – для милиции. Второй, с местом и временем угона – для местных бандитов и самих угонщиков. Третий – для возможных свидетелей угона или людей, которые могут опознать автомобиль. Сам текст не должен занимать больше трети листа А4 – иначе никто не будет читать. Ориентировка должна быть распечатана в больших количествах – практика подсказывает, что для нормальных поисков необходимо около 6000 бумажек.
Распечатанными ориентировками стоит загрузить всех своих близких, родственников и друзей – опыт говорит, что период острого сочувствия к жертве угона длится не более месяца. Именно в это время каждый раз при выходе из дома стоит раздавать листовок по 50 каждому домочадцу – пусть раздает прохожим, клеит на столбах, отдает дэпээсникам в патрульных машинах. О пропаже машины должна знать каждая собака в районе. Это как предвыборная компания – чем больше людей о тебе знают, тем больше шансы на успех. После необходимо переписать адреса районных милицейских организаций по всему городу – и в каждую из них регулярно присылать солидное число ориентировок. Пятьдесят ментов выбросят бумажку, а пятьдесят первый оставит на столе. Был такой случай – один из оперов с Петровки колол угонщика. Вдруг на своем столе случайно увидел одну из ориентировок – и совпало! Случайно, конечно, но жизнь целиком соткана из таких случайностей.
Сразу после угона полезно обойти район в поисках машины и свидетелей. Москва – город большой и почти никогда не бывает пустым. Собачники, местные бомжи, дети в песочнице, строители, старушки – каждый может оказаться хоть чем-то полезным. Если есть след и он, к примеру, ведет в некие гаражи, то почти незаменимыми людьми могут оказаться знакомые пожарники. У них и только у них есть право беспрепятственно осматривать любые гаражи. Если машину угнали из гаража или стоянки, можно поспрашивать соседей – мало ли кто чего видел.
И несмотря на то, что кажется, что показания свидетелей вроде «видел двух, один толстый, другой тонкий» ни к чему не приведут, они вполне могут оказаться полезными, когда, например, на следующий день в «Дорожном патруле» вы узнаете, что близ вашего района поймали именно этих двух угонщиков.
Поймали не на вашей машине – но операм ничего не стоит расколоть их еще на один эпизод. Кстати, сразу после угона лучше не пропускать ни одну криминальную сводку по телевизору или в газетах. Зацепка может быть любой.
А вот собственные связи переоценивать не стоит. Бритый и с цепью сосед-одноклассник или старый друг-майор, конечно, обещают помочь – но в реальности вряд ли всерьез займутся вашей проблемой.
С бандитами на «ты»
Тем не менее вероятность того, что машина найдется сама или ее заметит один из доброхотов-наблюдателей, не такая большая. Чаще всего на ориентировки пристальное внимание обращают сами угонщики. Их позиция вполне понятна – проще отдать за вознаграждение машину владельцу, чем париться с перегоном и сбытом подпольного товара. Поэтому, совершив все необходимые действия, необходимо ждать контрольного звонка.
Практика показывает, что если у угонщиков есть координаты владельца, они звонят в 80% случаев.
И тут главное не пропустить реальную возможность вернуть собственную машину.
На первый взгляд телефонные разговоры угонщиков могут показаться шизофреническим бредом или детским розыгрышем.
Главное – не обращать внимание на существительные, а слушать глаголы. Ключевые слова – «потеряли», «купить», «выкупить», «вернуть».
Например, одному пострадавшему позвонили после тяжелого трудового дня: «вы кошечку не теряли, а то мы, похоже, вашу нашли. Измученный человек в грубой форме послал звонившего вместе с его кошечкой – а ведь это был первый шанс вернуть собственную машину. Если вам удалось правильно понять смысл фразы и вы согласились выкупить кошечку, барсеточку или документы, угонщики, скорее всего, назначат вам первую встречу. Туда лучше идти одному – ни милиция, ни свои бандиты ничего не смогут сделать? потому что официально человек, назначивший вам встречу, не замешан ни в каком криминале. Он просто хочет помочь вернуть потерянное. Если вы вызвали доверие у бандитов, они предложат вам – по телефону или лично – «помощь в нахождении потерянного». Расценки обычно не превышают 20% от рыночной стоимости угнанного автомобиля. И здесь необходимо принять очень важное решение.
Сдавать или сдаваться?
С одной стороны, денег за свое добро платить никто не хочет. С другой – не хочется рисковать и собственной жизнью. Именно поэтому многие предпочитают платить. Тут есть свои маленькие хитрости – торговаться до последнего, не верить угрозам и истерикам угонщиков (это означает только, что они действительно нуждаются в деньгах), не приходить на встречи (кроме первой) одному. Но эти вещи в наше время знают даже дети. Гораздо сложнее все становится, когда человек принимает решение сдать бандитов милиции.
Вообще тут работает древний принцип – «нет угона без погона». В Москве известны случаи, когда краденые машины долго хранились на территории одной из городских эмвэдэшных структур. Поэтому даже чтобы задержать реальных угонщиков, нередко приходится давать откупные милиции – их «крыше». В любом случае милицию имеет смысл подключать только когда есть четкая договоренность с бандитами о передаче автомобиля. Ни угонщики без машины (а, значит, и без доказательств), ни машина без угонщиков милицию особенно не интересует. Впрочем, в последнее время угонщики стали хитрее. Звонят и сообщают о встречах они вечерами в пятницу или субботу, или в праздники – когда практически невозможно успеть поднять милицейский оперотряд. В таких случаях вариантов немного – и скорее всего, придется платить.
Искренне надеемся, что вам не понадобятся наши советы. И тут все дело в вашей внимательности – по статистике, 90% угонов происходят тогда, когда хозяин автомобиля не задействовал все имеющиеся противоугонные средства. Такая уж у этого хозяина психология. Но если машина все-таки потеряна, надо действовать и не делать глупых ошибок. Шансы на успех есть. А надежда, как известно, умирает последней.
По материалам Газета.ру.