Пятое Евангелие
11.03.2008 17:35 |
В Москве в помещении Христианского культурного центра "Встреча" открылась выставка, посвященная Туринской Плащанице. Так, на первой неделе Великого поста - с 10 по 20 марта - все желающие могут оказаться на расстоянии вытянутой руки от полноразмерной копии одной из величайших святынь христианского мира - льняного полотна, в которое, по преданию, было завернуто тело распятого Иисуса Христа.
Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века.
Помимо полноразмерной копии, на выставке представлены копии негативов Плащаницы, положивших начало ее исследованиям. И, хотя ученые не берутся с уверенностью утверждать, что Туринская плащаница - тот самый погребальный саван, в который был обернут Христос, христиане по всему миру почитают ее как свидетельство о смерти и воскресении Иисуса Христа. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, "пусть люди, начинающие подвиг Великого поста, ведущего к радости Пасхи Христовой, получат духовную поддержку в созерцании не только "Мужа скорбей", предавшего Себя на страдания ради нас, но и Воскресшего Спасителя, даровавшего нам победу над смертью". Вот уже больше ста лет - с 1898 года - идут научные споры о подлинности полотна, называемого Туринской плащаницей. Она является таким же неизученным свидетельством жизни и смерти Христа, как и Евангелие. Не случайно, ученые и верующие называют Туринскую плащаницу пятым Евангелием.
Именно тогда археолог Секондо Пиа впервые сфотографировал Плащаницу и обнаружил, что изображение на ткани похоже на негатив. Оказавшееся позитивным негативное воспроизведение позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. Открытие заинтересовало ученых, с тех пор постоянно занимающихся исследованием Плащаницы. По словам, открывшего выставку директора Российского центра Туринской плащаницы физика Александра Белякова, учеными принимаются во внимание "четыре гипотезы происхождения Плащаницы. Первая - то, что Плащаница творение художника, вторая: образ на Плащанице - результат прямого контакта с объектом. Третья и четвертая гипотезы утверждают, что образ на Плащанице появился в результате диффузионных, либо в результате радиационных процессов. Все гипотезы были подвергнуты исследованиям, и ученые пришли к выводу, что образ на Плащанице обладает характеристиками, которые в совокупности не могут быть одновременно объяснены ни одной из предлагавшихся гипотез. И вообще никаким естественным способом". Однако христиане верят, что это и есть та самая Плащаница, которой было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.
По преданию Плащаница какое-то время хранилась у апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику. Историкам удалось проследить ее путь по Среднему Востоку. Кроме того, нашлось документальное подтверждение ее существования при разграблении крестоносцами Константинополя в 1204 году. Далее Плащаница была вывезена в Европу во время крестовых походов. А в XVII веке она оказалась в Турине, один из тамплиеров бежал, обернувшись Плащаницей. Туринская плащаница представляет собой льняное длиной 437 и шириной 111 см, на котором отпечаталось изображение завернутого в нее тела человека. На полотне намечены два оттиска обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. На одной половине - мужчина лежит на спине, на второй - то же тело будто перевернуто. На ткани видны следы кровоподтеков на голове, следы крови на запястьях и ступнях ног, следы от ударов бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно от раны в левом боку. Историки и патологоанатомы пришли к заключению, что человек на Туринской плащанице был распят по древнеримским обычаям. Образ на Плащанице не яркий, но достаточно детальный, золотисто-желтого цвета разной степени насыщенности. Различимы черты лица, борода, волосы, губы, пальцы.
Специальные исследования показали, что изображение совершенно правильно передает особенности анатомии человеческого тела, чего не удается достичь в изображениях, сделанных рукою художника. Плащаницу открывали для научных исследований только один раз - в 1978 году.
Тогда результаты научных исследований показали, что, во-первых, образ на Плащанице не является результатом внесения в ткань каких-либо красителей: изменение цвета вызвано химическим изменением ткани, возможно, ожогом. Физические и химические исследования подтвердили, что пятна - кровяные, и появились они раньше, чем основной образ. В-третьих, на ткани обнаружили частицы пыльцы различных растений, характерных только для Палестины, Турции и Центральной Европы, то есть как раз тех стран, где побывала Плащаница. Четвертое открытие показало, что интенсивность цвета на ней зависит от расстояния между Плащаницей и телом в момент появления образа. Иначе говоря, на Плащанице передана трехмерная форма человеческого тела, а не только негативное изображение.
Выставка работает ежедневно с 10 по 20 марта с 14.00 до 19.00. Вход свободный.