При выборе школьных ранцев, по мнению педагогов и врачей, определяющим является следующее:
ранец должен иметь жесткую спинку, фиксирующую позвоночник ребенка, и прочное днище. Жесткость спинки ранца и ее обивка должны предотвращать давлениесодержимого ранца на спину школьника;
ремни ранца должны иметь регулирующую пряжку, позволяющую менять их длину в зависимости от одежды и по мере роста ребенка. Лямки ранца должны быть обиты дополнительным слоем материала;
внутри ранца для первоклассников должны быть отделения для книг, тетрадей, а также карманы для ручек, карандашей и ластиков;
с целью обеспечения безопасности школьниковна проезжей части дороги, желательно чтобы на ремнях ранца, а также по его бокам и в центре, имелись светящиеся значки;
ручки ранца (если таковые имеются), должны быть гладкими, на них не должно быть вырезов, выпуклостей или острых (выступающих) деталей.
При пользовании ранцем школьникам и их родителям следует обращать внимание на следующее:
школьник должен располагать ранец на спине, используя обе лямки;
длину лямок следует отрегулировать таким образом, чтобы ранец или его основная часть располагались на спине школьника;
к той части ранца, которая соприкасается со спиной школьника, нельзя располагать, или прикреплять предметы или детали, которые могут нанести ущерб здоровью ребенка;
вес ранца вместе с содержимым не должен превышать 15% от веса школьника, а в младших классах предпочтительно, чтобы этот показатель был еще ниже. В ранце необходимо держать только те вещи, которые нужны в данный учебный день. Следует таким образом организовать учебный процесс, чтобы у ученика не было необходимости приносить в ранце вещи, существенно увеличивающие вес содержимого ранца; при этом у ученика должна быть возможность хранить часть учебных материалов в школе.