Навязывание услуг как антикризисная стратегия. МТС решил пополнить бюджет за счет собственных абонентов. Оператор в автоматическом режиме подключает клиентам услуги, которые вскоре становятся платными. Уведомления об изменениях МТС исправно присылает в качестве СМС-ок, однако читают их - далеко не все получатели. Юристы встают на сторону пострадавших.
Приключения абонентов начинаются с прихода вполне безобидной СМС. В ней оператор сообщает, что клиенту бесплатно подключена услуга "мелодия вместо гудков". Вскоре появляется второе сообщение - что услуга становится платной. Чтобы за нее не платить, ее надо отключить. В противном случае - оператор будет снимать средства за использование сервиса. Если человек СМС не читает - он обречен на финансовые потери, сообщил в интервью Business FM абонент МТС Олег: "Пару недель назад позвонили друзья и говорят: "что это у тебя какая-то ерунда играет вместо гудков? Там какая-то музыка".
Оказалось, что, как меня проинформировала компания МТС, это мне бесплатно подключена услуга "гудок". Играет там, действительно, какая-то ерунда. И спустя 12 дней, накануне, пришла мне смс-ка о том, что эта услуга из бесплатной вдруг превращается в платную, причем, для того, чтобы отказаться, нужно позвонить по короткому номеру. Ну, позвонил я по короткому номеру. Отказался, а оказалось, что услуга стоит 50 рублей".
С юридической точки зрения подобные предложения - навязанная услуга, отметил адвокат Московской коллегии адвокатов "ЮСТИЦИЯ" Михаил Жуков: "В данном случае действия МТС можно классифицировать как "навязываемая услуга", соответственно, данная услуга запрещена у нас законодательством. Поскольку для того, чтобы отказаться от услуги, потребителю необходимо сделать таких неприятных действий, как позвонить в МТС, отказаться, возможно, написать даже письменное заявление, не все потребители на это пойдут. Особенно пенсионеры, которые могут вообще не уметь читать смс".
Подобные действия - это мошенничество, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Грешит этим вся большая тройка операторов. Причем при рассылке они даже учитывают целевую аудиторию, отметил эксперт: "По косвенным данным, МТС, Мегафон, то есть, все, кто грешит этим. Рассылка идет по абонентам, которые в меньшей степени пользуются СМС, и в большей степени являются по возрасту старыми абонентами. То есть, это те, кто часто не читает рекламные СМС. И вот тут оператор предохраняет себя от кучи проблем, а именно, отправляя СМС с предупреждением, что через 2 недели услуга станет платной, фактически, в МТС рассчитывают, что человек не прочитает это СМС, и автоматически будет взиматься плата".
С юридической точки зрения, у операторов все продумано, уверены специалисты. Абонент получает уведомления, а значит, в курсе происходящего. Доказать что СМС просто не прочитаны - довольно сложно. Впрочем, в МТС предпочитают подобные споры до суда не доводить. Чаще всего средства возвращаются по первому требованию абонента - после рассмотрения причин. Вот что рассказал оператор колл-центра МТС Александр: "Рассматривается данная ситуация, и если действительно такая ситуация имеет место, что абонент просто не заметил данное сообщение, то услугу ему отключают и средства списанные обязательно возвращают".
Обезопасить себя от подобных ситуаций - можно превентивным звонком оператору. В компании сделают пометку, что в рекламных акциях конкретный номер - участвовать не должен. Впрочем, намного чаще абоненты сотовых операторов становятся жертвами обычных мошенников. Аферисты под благовидными предлогами просят человека прислать СМС на короткий номер или сообщить свои паспортные данные - к примеру, для получения приза. И если, отправив СМС, абонент рискует только деньгами на счете - обычно от 150 до 500 рублей, то на личные данные человека запросто может быть оформлен банковский кредит.