Как играть в бильярд
Техника бильярдной игры заключается: в умении играть равно успешно сильным и тихим штосом, делать прямые удары, резать, уметь дуплетировать и наконец - владеть выходом и отыгрышем.
- Слог - человек, давно сказал Карамзин, подразумевая, что у всякого человека свой собственный слог. Подобным же образом, смело можно сказать, что удар - человек, и что удар определяет характер. В самом деле даже для самого невнимательного наблюдателя очевидно, что у всякого бильярдного игрока хорошего или плохого, все равно, своя манера играть, свой удар. Повсюду слышны выражения: у него красивый удар, у того-то смелый удар и т.д. Следовательно, качество зависящее от талантливости или бездарности каждой отдельной натуры.
Нет сомнения, что путем долгих и беспрерывных упражнений можно изощрить до поразительности глаз, усвоить неимоверную точность удара, но удара артиста этого свободного, смелого и широкого размаха нельзя приобрести ничем, если нет его от природы.
Выше сказано, какое огромное значение имеет правильная постановка корпуса при продолжительных партиях. Эта постановка сильно влияет и на смелость и красоту ударов. В сущности говоря, красота игры - это вещь второстепенная. Но все-таки нельзя не отдать ей справедливости, красивая игра - вещь завидная. Многие игроки, разделяя это воззрение, стараются играть щегольски, пренебрегая точностью прицела и правильностью хода кия. И что ж: многие их удары действительно приводят зрителей в восхищение, но партии обыкновенно бывают ими проиграны. Поэтому, если вы не имеете от природы красивого удара, не гонитесь за ним. Лучше работайте упорно, развивайте философское хладнокровие, и вы, пожалуй, никогда не пожалеете о том, что природа обошла вас в другом отношении.
Игроки, играющие постоянно на большие деньги привыкают играть ровным, умеренным и беспощадно правильным ударом. В этом ударе нет резких ни forte, ни piano - он очень сам по себе однообразен и самоуверен. Такой удар называется коммерческим. Игрок, привыкший играть подобным образом, никогда не станет рисковать, никогда из вредной хвастливости не пренебрежет подставкой и лишь разве случайно сам сделает подставку. Такая игра, разумеется, очень поучительна, но она и суха и, если можно так выразиться, слишком машинна. В ней нет огня, аристократического выполнения и вкуса. Притом, когда с коммерческим игроком сойдется артист, с блестящей техникой и разумным риском, хотя и равной силы, то первый обескураживается, что подряд начинает проигрывать все партии. Некоторые утрируют коммерческий удар. Находясь в ложном заблуждении, что чем тише удар, тем легче вернее пустить шар, они доводят слабость удара до смешного - тогда у них получается "нищенский удар". Многие, желая подействовать на хладнокровие партнера, всю игру играют необычайно осторожным иезуитским ударом, бесконечно долго прицеливаясь и меля кий. Все эти приемы недостойны настоящего игрока. Совершенно прямой удар на значительном расстоянии между шарами справедливо считается самым трудным ударом на бильярде.
При делании прямых шаров надо обращать очень большое внимание на прицел, ошибочно многие думают, что если стоит прямой шар, так его и надо бить с размаха. Во-первых, строго прямой шар представляется сравнительно редко; во-вторых, всякий прямой шар требует особой игры в каждом частном случае.
Прежде чем перейти к этим частным случаям, рассмотрим значение штрихов. Легче всего сделать прямой шар накатом. Так это и советую делать новичкам. Значительно труднее играть прямого клапштосом и еще труднее оттяжкой. Однако этими тремя штрихами не должен довольствоваться артист. Он должен пользоваться иногда и французским ударом. Прямые шары составляют главную особенность партии в пять шаров. Часто случается, что белый останавливается как раз против красного и противоположной лузы. Тогда игрок хотя бы и играл накатом, клапштосом или оттяжкой - белый очевидно все равно останется на прямой, соединяющий центры соседних луз - и играть потом красного в угол нет возможности. Вот для этого-то случая и требуется французский удар по прямому шару, после чего уже красного легко играть в угол. Надо заметить, этот штрих крайне труден. Если наклейка суха, то нечего и думать играть подобным образом. Коснемся теперь некоторых частных случаев при игре прямого шара.
Прямой шар в угол.
В этом случае безразлично, каким ударом играть, луза видна достаточно, и при верном ударе шар неминуемо упадет в нее. Советую обратить внимание на следующее обстоятельство: при всех угловых прямых шарах надо прицеливаться не в центр лузы, а несколько левее для шаров направо в угол и правее для шаров налево в угол. Причина этого обстоятельства заключается в самом устройстве бильярда, в чем немедленно может всякий убедиться. Если белый шар стоит ближе к длинному борту, то играть шар несравненно труднее. При сильном ударе шар неминуемо вырвется. Впрочем, это зависит от бильярда. Есть бильярды до того строгие, что другого удара, кроме самого сильного и нельзя делать, так как иначе выйдет подставка. Встречаются прекрасные бильярды, на которых бортовые шары лежаться при среднем вполне верном по прицелу ударе. На бильярдах с очень упругими бортами, бортовики падают лишь при самом тихом ударе.
Тоже прямой шар вдоль борта в угол. Играется лучше средней силы ударом. На строгом бильярде очень труден и при неудаче делает подставку. Следует избегать играть подобных шаров на незнакомом бильярде.
Прямой шар в среднюю. На очень строгом бильярде иногда можно играть таких необыкновенных шаров в среднюю, что невольно дивишься, как шар падает. Дело в том, что при игре под очень большим углом в среднюю большую роль играет оптический обман: отсутствие центральной точки прицела. Шар следует играть нищенским ударом, не рискуя сделать подставку.
Резка. Под резкой вообще понимается делание шаров, стоящих на малых углах к принимающим лузам. Прицел при резке легок, вот поэтому главную силу своей игры основывают на резке. Резка имеет за собой и то огромное достоинство, что на бильярде гораздо более всегда шаров, которых можно резать, чем играть прямо. Однако резка имеет большие неудобства:
1) при резке крайне трудно определить, где станет после удара свой шар, т.е. неудобен выход
2) заметив пристрастие противника к резке, очень легко избегать подставок для резки.
Смелая и уверенная резка составляет отличительную черту хороших русских игроков. Чрезмерная и весьма тонкая, характеризует польских игроков. Игравшие только французские партии, выработав в себе все тонкости удара, долгое время совершенно не могут резать: они перерезывают шары, т.е. берут слишком тонко. Зато прямые шары у таких игроков безукоризненны. Резать в большинстве случаев надо умеренным ударом. Играть шар вообще, как раньше было сказано, можно только тогда, когда видна, при строгом прицеле, та точка, по которой следует бить шар. Поэтому, если шары стоят под углом в 90 градусов, то это будет уже предел резки, которая поэтому и называется "предельной".
Но на бильярде есть возможность сыграть и тогда шар, когда угол немного меньше 90, т.е. когда точки не видно. При исследовании французского удара выяснилось, что свой шар получает два движения. Вот, пользуясь этими двумя движениями, и достигают выполнения чрезмерной резки, делая резку "французом". Это лучше всего показывать на примере. Пусть при таком положении шаров угол между ними и принимающей лузой будет 80 градусов. По видимому резка невозможна. Но если пустить своего французским слева направо, чуть тушуя белого, то шар срежется. В самом деле, в момент прикосновения шаров, белый шар получит два движения: одно поступательное, другое вращательное, весьма слабое, но достаточное, чтобы свернуть шар к лузе, да кроме того, удар нанесен почти в точку прицела. "Прямой шар" и "резка" - это брат и сестра. Никому не надо отдавать предпочтения и тому, или другому штосу. Пристрастие к "любимчикам" вообще крайне вредно отзывается на игре. Артисты должны одинаково свободно владеть всеми тонкостями игры. Все сказанное относиться только к правильному и строгому бильярдам.
Очень часто встречаются бильярды, сооруженные наобум, то есть с широкой средней лузой и с узкими угловыми, или наоборот. Хотя на подобном бильярде игра не интересна и артист не должен бы вовсе играть, но если это и случиться, то поневоле надо примеряться к такому бильярду и его недостаткам.
Бортовой шар. Этот шар лучшая приманка для неопытных игроков, и он очень часто решает судьбу партии.
Бортовым шаром следует называть тот шар, который стоит вплотную около борта. На строгом и верно установленном бильярде такой шар падает. Может быть, это замечание возбудит разногласие у игроков, но мне еще не приходилось встречать фрейберговского бильярда с правильно подобранными шарами, на котором точно взятый бортовой шар не падал бы. Этот шар один из труднейших и блестящих шаров на бильярде. Кто кладет бортовиков, как и подобно тому, кто кладет прямых, близ борта в среднюю, тот помимо прекрасной техники обладает еще выдержанным характером.
Прицел в бортовом шаре не труден. Удар разнообразный, и в каждом частном случае надо знать, как ударить. На польских и французских бильярдах бортовики - вполне бессмысленные шары. На польских борты так положены, что при неверном ударе шар все-таки следует вдоль борта и сваливается; на венском - лузы вырезаны перед бортами, - делание бортовых шаров сводится на грубое пихание их в дыру. Вот некоторые положения бортовых шаров на правильном фрейберговском бильярде.
Бортовой шар по короткому борту. При этом положении шаров ударяют своим по белому, как бы норовя снять его с бильярда, поддать вверх. Для этого отнюдь не надо, чтобы свой одновременно касался и борта. Удар накатом или умеренный клапштос.
Прямой бортовой шар по длинному борту. Этот шар очень легок. Тщательно прицеливаясь, пускают свой легким клапштосом.
Бортовой шар по длинному борту. В этом случае сделать шар довольно трудно. Советую пустить своего длинным накатом, ударяя одновременно по шару и по борту. Сила удара - в зависимости от упругости бортов бильярда. Легче всего делать бортовых шаров, когда надо ударять через шар (заяц). Тогда шар должен падать, как по заказу.