Вместе с сыном мы начинаем изучение раздела физики под названием “Движение и силы”. Ну что тут может быть примечательного? Школьникам объясняют прописные истины, потому что они “прописаны” в учебнике. Все просто, надо воспринять то, что написано в учебнике и пользоваться этими знаниями в жизни.
Вот с первых страниц учебника школьникам говорится про относительность движения. Покой и движение относительны, о чем тут спорить? Это же общеизвестно. На уроке даже примерчик приводят. Стоит себе человек на тротуаре, никого не трогает. Тут мимо автобус едет. И вопросик такой: “Движется ли человек, стоящий на тротуаре, относительно проезжающего автобуса?”. Подразумевается, что ответом будет “Да, конечно! Движение же и покой относительны!” Все, рассуждать тут больше не о чем, школьники прониклись относительностью движения!
Однако если копнуть, то при чем тут так называемая относительность движения и физика? Физика занимается изучением физических явлений, всякая мистика физике противопоказана. А давайте немного порассуждаем. Стоял себе человек, никуда не двигался. Это физическая реальность, да? Нет у человека движения, он покоится! Автобус едет себе по дороге. Он в движении, понимаете? Мотор крутится, колеса вперед толкаются, в движении автобус, и это движение вызвано физическими причинами! Автобус объект физический. Чтобы посмотреть на мир глазами автобуса надо посадить в него пассажира. И вот пассажир может сделать вывод, что он покоится, а весь мир вокруг него движется. Движется относительно него и тот человек на тротуаре. Такой вот вывод. А причем тут автобус? Понимаете, что без наблюдателя-пассажира сделать вывод о том, что человек, стоящий на тротуаре движется относительно автобуса, никак нельзя. Не получится! К тому же в автобусе может быть еще и водитель, который точно уж знает, что движется именно автобус. Вот и получается, что тут как посмотреть. Один говорит, что хорошо, другой говорит, что нехорошо. Вас, наблюдатели, не поймешь… Но при чем тут физические явления? Физически движется автобус, это же всем понятно, а человек покоится! К автобусу силы физические прикладываются, человек же стоит себе, силы экономит. И только некоторые пассажиры автобуса, сбежавшие из сумасшедшего дома, могут думать иначе. Они себя могут и Иисусом Христом возомнить, но опять же, при чем здесь физика?
В чем же дело, почему школьников заставляют думать, что движение и покой, мол, относительны? Почему сразу не сказать, что так называемая относительность движения зависит только от выбора системы отсчета? И когда делается вывод, что автобус покоится, а человек движется, то производится перевыбор системы отсчета, которая теперь связывается с автобусом, а не человеком. И этот перевыбор может сделать только наблюдатель, в мысленном, мать его, эксперименте. Иначе неужели физическая реальность только тем и занимается, что перевыбирает сама себе системы отсчета? Откуда у нее, физической реальности, такое самолюбование? Что-то тут мистикой и идеализмом попахивает…
Неужели не понятно, что выбор системы отсчета может сделать только человек, наблюдатель, для того, чтобы ему удобнее было производить какие-то практические расчеты, но это никоим образом не влияет на физическую реальность? Что нет никакой относительности движения, а есть только математические выкрутасы с выбором систем отсчета, который носит вспомогательный, так сказать, операционный характер и никак не может относиться к физической сущности явлений?
Правильным ответом на столь простой вопрос должен быть такой: “Если в автобусе есть пассажир, то ему может показаться, что он покоится, а человек, стоящий на тротуаре, двигается”.
Почему же в официальном учебнике физики все это не разъясняется, а относительность движения и покоя по умолчанию возводится в ранг фундаментальных физических свойств? Я уверен, что это делается специально. Ведь все наши аргументы, которые приведены в этой статье, сильно попахивают еретизмом, попранием основ Специальной Теории Относительности. А СТО будет преподаваться школьникам в старших классах, вот и готовят им заранее, так сказать, соответствующее физическое сознание. Вот только прививают ли школьникам способность думать?
Виталий Хожайнов