Говорят, что мужчины с Марса, женщины с Венеры, поэтому нам так трудно понять друг друга. Может, пора вспомнить, что в первую очередь мы люди с планеты Земля?
Маскулинность/фемининность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом.
Долгое время маскулинные и фемининные черты считались строго взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг по направлению к ней (ученая женщина - "синий чулок", домохозяйка - интеллектуально слабо развитая женщина). Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность: альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль.
В 1974 году Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который разделял мужчин и женщин на четыре группы.
К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами.
Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением маскулинности и фемининности, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Первая, традиционная модель полагает, что наиболее благополучными будут те, полоролевые ориентации которых максимально соответствуют их половой принадлежности, т.е. маскулинные мужчины и фемининные женщины. Вторая модель считает оптимальной андрогинию, т.е. высокие степени проявления как маскулинности, так и фемининности для обоих полов, а третья - что самый благоприятный фактор для обоих полов - высокая маскулинность.
Экспериментальная проверка этих гипотез в 32 отдельных исследованиях показала, что наиболее благополучными (в смысле общей психологической адаптированности) являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности. Существенное, хотя несколько меньшее подтверждение получила андрогинная модель, зато совсем не оправдалась теория "соответствия".
Андрогин предстает как субъект, для которого привычная дихотомия мужского и женского не имеет никакого значения. Он не использует схем, построенных по принципу: мужское-женское, не использует гендерные способы категоризации мира, тем самым, выходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки. Андрогины должны использовать различия между собой и другими (полотипичными) индивидами, подчеркивая специфику своего мировосприятия в противовес гендерным стандартам группы или межгрупповому противостоянию по признаку пола. Андрогины-"асхематики" выходят за пределы дихотомического общества - прибежища полового неравенства; их оригинальный способ мышления предполагает создание общества нового типа. (с)