Госдума приняла поправки к закону, разрешающие воспроизводить любые произведения, на которые распространяется авторское право, в личных целях только «при необходимости». Критериев наличия или отсутствия «необходимости» закон при этом не уточняет. Чиновники убеждают, что эти поправки не коснутся простых пользователей интернета, однако интернет-компании придерживаются иного мнения.
Сегодня (24.09.2010) Госдума в третьем чтении приняла законопроект о внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, усиливающие охрану авторских прав. Одна из них касается статьи 1273, регулирующей нормы «свободного воспроизведения произведения в личных целях». Принятая поправка допускает воспроизведение авторских произведений в личных целях только «при необходимости». При этом разъяснений того, что может считаться «необходимостью», в нем не содержится. Действующий же сейчас вариант этой статьи разрешает не выплачивать вознаграждение автору и обладателям смежных прав, если произведение используется в личных целях.
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением…», говорится в новом законе.
Другие принятые депутатами поправки ограничивают случаи предоставления принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование изобретения, относящегося к технологии производства полупроводников, а также исключают возможность освобождения от ответственности производителей технических средств, предназначенных для устранения технических мер защиты авторских прав.
Поскольку закон носит общий характер, его действие распространяется как на правоотношения в Сети, так и вне интернета. Применительно к последнему принятые поправки означают, что любой пользователь, скачивающий и воспроизводящий контент из Сети, может оказаться нарушителем закона. При этом, согласно ст. 1270 ГК РФ, «запись произведения на электронном носителе, в том числе, запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением», а для записи в память компьютера, как известно, достаточно всего лишь зайти на страницу с контентом. Наказание за нарушение прав предусматривается в виде штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., либо лишения свободы на срок до двух лет.
Законопроект был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы еще в мае 2008 г. принят в первом чтении в октябре того же года, и во втором чтении – в январе 2009 г. После этого ассоциация «Интернет и бизнес», объединяющая крупнейшие компании, работающие в Рунете, выразила обеспокоенность новыми поправками и обратились за поддержкой к министру связей и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву с просьбой повлиять на ситуацию. После этого вопрос о поправках не «всплывал» больше года.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на реализацию обязательств, принятых РФ в рамках присоединения к ВТО. Сегодня первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев заявил в эфире одной из радиостанций, что принятие поправок в ГК – это «обязательство, которое мы берем на себя в рамках вступления в ВТО». Чиновник также назвал это одним из последних камней преткновения, отметив, что внесение изменений в закон – это настоятельное требование коллег по вступлению из ВТО. Груздев при этом заверил, что поправки не коснутся простых пользователей, а только использующих контент в коммерческих целях. В новом законе, однако, не уточняется, на кого именно будут распространяться поправки, а на кого нет.
В ряде крупнейших же интернет-компаний, несмотря на заверения чиновника, полагают, что поправки могут затронуть всех пользователей интернета. Так, по мнению представителя Google Анны Забровской, формулировка «при необходимости» слишком расплывчатая, и это может оказать негативное влияние на развитие всего Рунета. «Подобная неопределенность создает условия для всяческих злоупотреблений и необоснованного давления на пользователей», — полагает Забровская.
Роман Серб-Сербин, юрист практики разрешения споров и медиации «Пепеляев Групп», также считает, что поправка в ст. 1273 ГК РФ является недостаточно проработанной, так как законодатель не раскрывает понятия «необходимости» свободного воспроизведения произведения в личных целях. «Возможно, впоследствии появится совместное разъяснение от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу. Если же на момент судебного разбирательства таких разъяснений не будет, то суду придется самому устанавливать критерий «необходимости», исходя из конкретной ситуации, — заключил эксперт.
Что же касается конечных интернет-пользователей, то Серб-Сербин полагает, что им, по сути, не о чем беспокоится. «Очевидно, что расходы на судебное разбирательство против конкретного правонарушителя многократно превысят возможный ущерб от его действий. А таких нарушений только в Рунете совершается миллионы, если не миллиарды раз в день», – рассуждает юрист.
Серб-Сербин также отметил, что доказать вину каждого конкретного нарушителя не всегда просто и этот процесс занимает, порой, значительное время, так как подобного рода правонарушения совершаются виртуально. Тем не менее, нельзя исключать показательных процессов в целях демонстрации того, что новые поправки все-таки работают, считает он.
Инициативы по усилению защиты авторских прав принимаются и в других странах. Так, по информации TorrentFreak, широкомасштабную кампанию по борьбе с пиратством в интернете начали во Франции. В этой стране на днях вступил в силу закон, обязывающий провайдеров раскрывать властям личные данные пользователей-пиратов для их последующего преследования. Обязанность отслеживать IP-адреса пиратов в Сети возложили на антипиратскую группу Trident Media Guard. Сообщается, что в первые дни кампании Trident Media Guard планирует ежедневно фиксировать 10 тыс. «пиратских» IP-адресов, а уже через несколько недель довести их количество до 150 тыс.