Иисус Христос провозгласил: “Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Матф.5:31-32).
Чтобы правильно понять слова Иисуса Христа, нужно знать, что у древних евреев существовал обычай, позволяющий им разводиться с их женами. Жене, которая стала противна мужу, муж писал разводное письмо. После этого жена являлась свободной женщиной и снова могла выйти замуж. Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея.
О разводе в законе Моисея сказано: “Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит её и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, – то не может первый её муж, отпустивший её, опять взять её себе в жену, после того как она осквернена” (Втор.24:1-4).
В законе Моисея указывается на обычай, разрешающий мужу отпускать жену с разводным письмом, которая “не найдет благоволения в глазах его”, то есть мужа, “потому что он (муж) находит в ней что-нибудь противное”. Но, наряду с этим повелением, в законе Моисеевом содержится предписание о том, что муж не должен после развода сочетаться браком со своей бывшей женой.
Слова Иисуса Христа ничем не нарушили закон Моисея, который запрещал разведенной жене вступать в повторный брак со своим прежним мужем. Но слова Спасителя дополнили Ветхозаветный закон следующими предписаниями. Иисус Христос предписывал не разводиться с женой ни по какой иной причине, кроме греха прелюбодеяния, и не жениться на разведенной. То есть Иисус Христос не отменял развода, разрешенного по Закону Моисея, но уточнял условия, при которых этот развод допустим, и указывая для этого одну единственную причину. Такой причиной, оправдывающей развод, является измена супружеской верности, то есть грех прелюбодеяния.
То, что развод, разрешаемый Ветхозаветным законом, Иисус Христос оправдывал только одной единственной причиной - наличием греха прелюбодеяния, и то, что Иисус Христос не допускал развод в других случаях, - все это способствовало укреплению брака и возвращению брака, изуродованного грехом, к его первозданной чистоте. Это также способствовало пресечению разводов по незначительным, пустяковым причинам, что широко применялось у древних евреев.
Из слов Иисуса Христа видно, что Он относится к браку не как к простому сожительству мужчины и женщины, а как к священному союзу, установленному Самим Господом Богом в начале начал. И коль брачный союз освящен Богом, то он должен быть не расторжим. “Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Матф. 19,6). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать как указание на то, что брачный союз, представляющий собой священное объединение двух человеческих полов (половинок) в одно целое, не должен расторгаться и разрушаться, за исключением конечно единственного случая, когда брак перестает быть браком, по причине прелюбодеяния при вмешательстве в брак постороннего человека.
Поэтому при совершении брака и нужно осмотрительно и вдумчиво выбирать себе такую супругу (половину), с которой не втягость можно было бы прожить всю жизнь, деля с ней радости и огорчения, и не допуская развода. Ведь Господь Бог создал для мужчины только одну женщину (как для Адама была сотворена одна Ева), с которой он должен прожить всю свою земную жизнь. "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1,27).
Однако, противореча Иисусу Христу, фарисеи “сказали, Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться” (Марк. 10,4). Иисус Христос сказал им в ответ: “Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так” (Матф.19:8). Моисей знал жестокие нравы своего народа и понимал, что если он запретит евреям избавляться от нелюбимых жен при помощи развода, то толкнет свой народ в иную крайность, к женоубийству. Поэтому Моисей, не узаконивая развод вообще, ограничился запретом брать мужу отпущенную им жену второй раз в жены, как оскверненную другим мужчиной.
Иисус Христос поясняя, уточняя, дополняя и развивая закон Моисея о браке, призывал людей проявить высшую степень нравственности в брачных отношениях и сделать брак нерасторжимым союзом на всю жизнь. Однако Иисус Христос понимал, что люди, даже те, которые стремятся к нравственной высоте, далеко не совершенны, и поэтому они могут допустить нравственное падение и поддаться греху прелюбодеяния. Поэтому брак, который расторгнут не по причине прелюбодеяния, по учению Христову, считается не расторгнутым а продолжающимся. И супруги, разведенные не по причине прелюбодеяния, и вступившие в новый брак, считаются прелюбодеями, нарушающими единство плоти супругов согласно первого брака.
Также нарушают это единство по плоти согласно первого брака мужчины, которые женятся на разведенных женщинах, развевшихся со своими мужьями не по причине прелюбодеяния. Поэтому Иисус Христос и провозгласил: “кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует” (Матф.19:9). “И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует” (Марк 10:12). Таковы строгие предписания Иисуса Христа в отношении развода и брака.