Этикет…А что это слово значит для вас? Занудная книжка из детства, принесенная неизвестно откуда бабушкой или норма поведения для современного человека?
Давайте поразмышляем на эту тему. Например, для меня стало открытием, что по этикету стучаться в кабинет к начальнику прежде, чем зайти неприлично. Объясняется это тем, что начальник должен быть заинтересован в удовлетворении твоей проблемы (как сотрудника), т.к. от этого зависит уровень работы в его фирме (компании и т.д.).
Вашему рассмотрению предлагаю для начала статейку об этикете чаевых.
На сладкое
В кафе обычно оставляют 5-10% от суммы заказа, в дорогих ресторанах 10-15%.
Он заслужил! Официант был вежлив, предупредителен, улыбчив; подробно рассказал из чего состоят все 27 горячих блюд; оставленные тарелки уносил в мгновенье ока. В этом случае хороший тон оставить не менее 10% от суммы счета.
На твое усмотренье. Тебе не грубили, но и особой любезности в обращении официантки ты не заметил. Официантка невозмутимо записала заказ, принесла его не позже, чем через 20 минут, а напитки уже через 5. На лице ее при этом было написано, что она устала и к общению не расположена. В целом, все было в пределах нормы, но праздника из твоего ужина никто сделать не пытался. Решай сам, оставить чаевые или нет. Ведь в конце чека так и написано: «Благодарность официанту приветствуется, но остается на ваше усмотренье»
Лучше не надо. Если тебе никак не приносят сдачу, попроси ее сам и забери всю до копейки. Это грубое нарушение правил: официант ОБЯЗАН отдать тебе даже 2 рубля сдачи. И только тогда ты решишь, оставлять или нет.
Администратора! «Я вам не обслуга какая-то!». Если эта фраза читается в глазах и жестах девушки, она заслуживает только отзыва в книге жалоб. Кофе успел покрыться инеем, а счет явно везли на черепахах? Можешь НИЧЕГО не оставлять даже в самом шикарном ресторане! А кроме, того имеешь право жаловаться, чем окажешь услугу и тем, кто придет после тебя.
На шпильки.
Парикмахеру, косметологу и визажисту давать на чай не обязательно. Но если это постоянный мастер, в совершенстве знающий твои вкусы и привычки, то бонус (10-15%) уместен. Кстати, чаевые лучше оставить на столике мастера, а не на кассе.
Лучше не надо. Оставлять в дорогом салоне 10-20 руб., ты обидишь человека.
Администратора! Презрительный взгляд маникюрши лишь потому, что ты не платишь сверх положенного – повод для беседы с директором.
На (попутный) ветер
В России оставлять таксистам чаевые пока не принято (за рубежом 5-10%). Исключение – ну очень вежливое обслуживание, выбор кратчайшего маршрута и прочие проявления заботы. В таком случае лучше округлить счет в пользу таксиста.
Лучше не надо. Отсутствие сдачи у таксиста – его проблемы. По Закону «О защите прав потребителей» таксист обязан иметь сдачу.
Администратора! Оператор такси назвал тебе при заказе одну сумму, таксист говорит другую – завышенную. Не спеши доставать кошелек – позвони администратору и попроси разобраться с водителем.
На бензин.
Заправщику платится десятка сверх счета. Если успел еще и протереть стекло (не путать с размазыванием грязи), можно добавить еще десятку.
Лучше не надо. Оставлять мелочь.
На дорожку
На твое усмотрение. Если курьер пришел вовремя и был вежлив, ты вполне можешь округлить сумму в его пользу.
Лучше не надо. Оставлять менее 10 рублей. Лучше сделать комплимент человеку и пообещать в следующий раз сделать заказ в этой же фирме.
Обсудим?