Началась весна, и появилось желание обсудить извечную русскую проблему - дороги. Эта тема в последнее время не обделена вниманием и ресурсы выделяются немалые. В России проблема плохих дорог, а зачастую и их полное отсутствие, была и остается одной из наиболее болезненных.
МОСКВА. /"ФК-Новости"/. В России проблема плохих дорог, а зачастую и их полное отсутствие, была и остается одной из наиболее болезненных. Ее решение, учитывая огромные пространства страны, требует от государства и бизнеса немалых усилий и затрат. Финские специалисты, побывавшие недавно с деловым визитом в Республике Коми, были немало удивлены тем, что в схожих с их страной условиях стоимость одного километра автотрассы обходится государству почти в 2 раза больше, чем в Финляндии. Почему так - местные дорожники не могли внятно объяснить.
За последние пять лет строительство новых и реконструкция действующих автомагистралей сократились до критического уровня - 1750 км в год. На данный момент при ежегодном росте автопарка страны в среднем на 10 процентов протяженность дорог с твердым покрытием увеличивается лишь на десятые доли процента. В результате, 27 процентов федеральных дорог работают в режиме чрезмерных перегрузок. Почти 60 процентов дорожного полотна не соответствует современным нормативно-техническим требованиям, а около 30 процентов нуждаются в основательной реконструкции. Из-за слабого развития и низкого технического состояния дорожной сети страна ежегодно теряет от 400 до 500 млрд рублей.
По данным Минтранса, чтобы поправить положение в этой сфере, необходимо ежегодно строить не менее 17 тыс км новых дорог и примерно столько же обновлять. Нынешний рост ВВП, по словам Игоря Левитина, позволяет стране в таких объемах осуществлять дорожное строительство. Благодаря дорожному строительству США в годы "великой депрессии" сумели быстро преодолеть последствия глобального кризиса. Сегодня плотность федеральных и региональных автомагистралей с твердым покрытием в этой стране составляет 600 км на 1000 кв км, тогда как в России - лишь около 44 км.
Один из вариантов решения проблемы Минтранс видит в создании сети платных дорог на основе государственно-частного партнерства. Но такие дороги в состоянии оправдать себя только на направлениях интенсивного перемещения грузов и людей. Их целесообразность теряет смысл, когда речь заходит об обеспечении транспортной доступности ко всем населенным пунктам России.
Первый вице-премьер Сергей Иванов на недавнем расширенном заседании коллегии Минтранса поддержал идею платных дорог, но акцент сместил на принятие такой программы развития транспортной инфраструктуры России, которая бы охватила коммуникациями самые отдаленные уголки России. Государство, по его словам, готово выделить на эти цели соответствующие средства. Из них только на поддержание безопасности российских автодорог в ближайшие восемь лет потребуется примерно 1,5 трлн рублей, в следующее десятилетие - более 8,5 трлн рублей.
И здесь первый вице-премьер согласился с главой Минтранса - рассчитывать только на государственное финансирование в решении данной проблемы было бы несерьезно. "Нам нужно сломать бюрократические стереотипы, отказаться от властно-административного диктата с бизнесом и перейти на партнерские отношения, - заявил первый вице-премьер. - В строительство автодорог и в другие инфраструктурные объекты надо всячески привлекать частный капитал. Естественно, на выгодных для него условиях. И тогда дело пойдет".
Транспорт, по словам Иванова, - это не столько перевозки людей и грузов, сколько создание на огромных пространствах России современных условий для жизни и хозяйствования. Между тем, сегодня 28 тысяч населенных пунктов в России лишены независимой от погодных условий транспортной связи не только с областными, но даже районными центрами. Более половины молодых россиян ни разу не были ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.
Высокие транспортные тарифы и отсутствие надежных путей сообщения фактически изолируют миллионы россиян от благ современной цивилизации.
К тому же, подчеркнул первый вице-премьер, по большому счету, для многих отдаленных регионов страны хорошая дорога - единственный шанс выживания в условиях рыночных отношений, привлечения в глубинку частного капитала.
По мнению Иванова, разговоры о постиндустриальной экономике звучат красиво, но для большинства населенных пунктов России, не имеющих коммуникаций с твердым покрытием, соединяющих их с региональными центрами, не более, чем пустой звук. С этим надо покончить раз и навсегда.
В 2007 году из федерального бюджета было выделено на строительство и ремонт дорог 251 млрд руб., на 2009 г. запланировано на 10 млрд руб. больше. 85 млрд руб. из бюджета будет направлено на семь автодорожных проектов, финансирование которых за счет инвестфонда одобрило правительство.
Вот так вот! А мы как ездили весной наугад по лужам (ромашка: провалишься - не провалишься) так и будет по ним ездить, и изменится ли что-то в лучшую сторону пока неизвестно.
Отредактировано Сонечка (2008-03-26 09:14)