Форум общения и хорошего настроения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум общения и хорошего настроения » Устаревшие темы » Философские притчи


Философские притчи

Сообщений 41 страница 60 из 107

41

ОБЛИК МОИСЕЯ

      Весь мир был потрясен и очарован чудом Исхода. Имя Моисея было у всех на
      устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал
      царь лучшего художника-живописца и повелел ему отправиться к Моисею,
      написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал
      всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им
      определить по облику характер Моисея, свойства, наклонности, привычки его,
      и в чем таится чудесная сила его.
      — Государь! — ответили мудрецы. — Облик этот принадлежит человеку
      жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержанному властолюбием и
      всеми пороками, какие существуют на свете.
      Возмутили царя эти слова.
      — Как! — воскликнул он. — Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные
      подвиги которого гремят по всему миру?
      Пошел спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик
      Моисея написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моисея
      определена ими по этому изображению безошибочно.
      Мудрый царь Арабистана решил проверить, кто из спорящих прав, и лично
      отправился в стан Израилев.
      При первом же взгляде царь убедился, что облик Моисея изображен художником
      безукоризненно. Войдя в шатер человека Божьего, преклонил царь колена,
      поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами.
      — Сначала, прежде чем я увидел лицо твое, — сказал царь, — я подумал:
      должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке
      физиогномики люди весьма опытные: ныне же убеждаюсь, что это люди
      совершенно ничтожные и суетна и ничтожна мудрость их.
      — Нет, — ответил Моисей, — это не так: и художник, и физиогномисты люди
      весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все
      пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присвоены были мне от
      природы, и быть может — еще в большей степени, нежели это определено ими
      по облику моему. Но долгими и напряженными усилиями воли боролся я с
      пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока все противоположное
      им не стало второй натурой моей. И в этом высшая гордость моя.

      (Мидраш по Тиферет Исраэль, Кидушин)

0

42

С ослами будь ослом — не обнажай свой лик!
Ослейшего спроси — он скажет «Я велик!»
А если у кого ослиных нет ушей,
Тот для ословства — явный еретик!

(Авиценна)

0

43

Из ОШО:

Маленький ребенок разговаривал с матерью, и мать сказала:
- Никогда не забывай, что нужно помогать другим.
И ребенок спросил:
- Что тогда будут делать другие?
Естественно, мать сказала:
- Они будут помогать другим.
Ребенок сказал:
- Кажется, это странная схема. Почему не помогать себе, вместо того, чтобы все сдвигать и напрасно усложнять?

0

44

О "пользе" "добра". Тоже из ОШО:

В начальной школе учительница сказала мальчикам:
- По крайней мере, раз в неделю вы должны делать доброе дело.
Один мальчик спросил:
- Пожалуйста, дайте нам примеры добрых дел. Мы не знаем, что такое доброе дело.
И она сказала:
- Например, слепая женщина хочет перейти дорогу; помогите ей перейти дорогу. Это доброе дело; это добродетельно.
На следующей неделе учительница спросила:
- Вспомнил ли кто-нибудь из вас, что я вам сказала?
Трое детей подняли руки. Она сказала:
- Это нехорошо - весь класс ничего не сделал. Но все же хорошо, что хотя бы трое мальчиков сделали что-то хорошее.
Она спросила первого:
- Что ты сделал?
- Точно то, что вы сказали, - сказал он: - Я увидел женщину, которая была слепая, и помог ей перейти дорогу.
Она сказала:
- Это очень хорошо. Бог тебя благословит.
Она спросила второго:
- А что ты сделал?
Он сказал:
- То же самое - слепая старая женщина, я помог ей перейти дорогу.
Учительница была немного озадачена - где они находят столько слепых женщин? Но это был большой город; может быть, в нем нашлось две. Она спросила третьего, и он сказал:
- Я сделал точно то же, что и они: помог старой слепой женщине перейти дорогу.
Учительница сказала:
- Но где вы нашли трех слепых женщин?
- Вы не понимаете, - сказали они, - это были не три слепые женщины, это была одна. И помочь ей перейти дорогу, было так трудно! Она била нас, кричала и вопила, потому что не хотела переходить. Но мы твердо намеревались совершить доброе дело, хотя вокруг собралась толпа, и люди кричали на нас. Но мы сказали: "Не волнуйтесь. Мы переводим ее на другую сторону".

0

45

Шейх Аббас

Великий суфийский учитель шейх Аббас, достигший вершин суфийского Пути, был сыном мясника и, даже пребывая в самом совершенном суфийском состоянии, всегда помнил о своем происхождении.
Однажды он находился в суфийской обители - ханаке, окруженный учениками, и вдруг к этому благородному собранию присоединился неизвестный человек. Развязной походкой он направился прямо к кафедре и, заняв место проповедника, нагло провозгласил:
- Эй, народ, пригретый этой обителью, хорошенько вдумайтесь в смысл моих слов и принесите мне кувшин, до краев наполненный водой, ибо мне что-то захотелось совершить омовение, а потом, может быть, я и очиститься пожелаю!
Ученики посмотрели на своего учителя, но шейх Аббас спокойно сказал:
- Что ж, сделайте то, что было сказано, и принесите полный до краев кувшин воды!
Тогда один из его учеников взял самый лучший сосуд и, наполнив его водой, подал незваному гостю, а тот сразу же бросил его на пол. Кувшин разлетелся вдребезги, а наглец тут же скомандовал:
-Принеси поскорее другой кувшин!
Шейх Аббас подал ученикам знак согласия, и гостю подали другую посуду, но тот опять ее разбил.
Ученики стали возмущаться, но шейх Аббас остановил их словами:
-Подносите ему, пока он не устанет бить посуду!Наглый перебил всю дорогую и дешевую посуду, находившуюся в обители, и ученики сказали ему, что подносить ему воду они уже больше не могут, а тот ответил им:
-Хорошо! Если у вас уже нет кувшинов, то пусть ваш шейх отдаст мне свою бороду, да поживее, и я надеюсь, что его борода вылечит меня от всех моих недугов!
Услышав это бесстыжее требование, шейх Аббас обратился к спорящим:
-А что, может быть, он и прав в своем требовании? Действительно, зачем борода жалкому сыну мясника? До сих пор только ветер трепал ее, а теперь, я надеюсь, что от нее будет конкретная польза.
После этих слов шейх Аббас так сильно рванул свою седую бороду, что вырвал ее почти что с корнем, и бросил под ноги наглому безумцу.
И произошло чудо: увидев этот знак полного отрешения от пут житейской суеты, гость вдруг утратил свой гонор и наглость и распростерся ниц у ног шейха Аббаса.
Шейх Аббас тут же простил его и, обратившись к своим ученикам, сказал:
-Видимо, даже мой уровень отрешения дает мне силы делать праведными людьми закоренелых грешников, а это все равно, что превращать медь в золото!

0

46

КРЕМЕНЬ И ОГНИВО - сказка.

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
- С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед,- с улыбкой промолвило огниво в ответ.- Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Сказка сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

0

47

Когда—то, давным—давно, женщина собирала хворост и нашла ядовитую змею, замерзшую в снегу. Она взяла змею домой и выходила ее. И вот однажды змея укусила ее в щеку. Умирая, женщина спросила змею: «Зачем ты это сделала?». И змея ответила: «Послушай, &&&&. Ты же знала, что я змея».
                                                                                                            (фильм "прирождёные убийцы")

0

48

Настоящие желания  

Суфийская притча

Рашид Ситаразад часто читал проповеди. На них слушатели задавали ему множество вопросов, на которые он с удовольствием отвечал. Однако на его выступления зачастили три каких-то юноши. Они позволяли себе перебивать его речь, пытались с ним спорить и задавали ему много назойливых вопросов. Рашид решил от них избавиться. После одной из проповедей он попросил их остаться.

— Вы самые любопытные, самые настойчивые мои слушатели, — сказал он. — Вы всегда задаёте множество интересных вопросов. И в награду за это я вам хочу выполнить по одному вашему желанию.

— Я много курю, — сказал один из них, — и, конечно, хочу бросить эту скверную привычку, которая вредит моему здоровью.

— Похвально, — ответил Рашид. — А вы?

— А я люблю музыку, – ответил другой. — Мне так хочется научиться играть на сиринге!

— Хорошо. Теперь ваше желание, молодой человек.

— Я безработный. Я хочу найти работу. Только к кому я не обращусь, никто меня не берёт, — ответил третий.

— Замечательно, — сказал Рашид Ситаразад. — Все ваши желания вполне осуществимы. Приходите ко мне завтра, и я вам скажу, где живёт целитель, который избавляет людей от курения, где находится музыкальная школа, в которой учат играть на сиринге и где по моей рекомендации вас возьмут на работу.

Рашид даже не думал наводить справки о том, где живёт целитель, где находится музыкальная школа, и кому в этом селении требуются работники. Как он и предполагал, никто из этих юношей к нему больше не пришёл.

0

49

Слышишь, как поет птица?

Индуизм дает величественное описание отношения Бога к Мирозданию. Бог «танцует» Мироздание. Он - Танцор, Мироздание - его Танец. Танец и танцор - не одно и то же, но они не существуют отдельно друг от друга. Танец не унесешь в коробке домой, если он тебе понравился. Как только танцор прекращает танцевать, танец умирает.
В поисках Бога мы слишком много думаем, слишком много размышляем, слишком много говорим. Даже видя этот танец, который мы называем Мирозданием, мы постоянно думаем, говорим (с другими и с собой), рассуждаем, анализируем, философствуем. Слова... Шум...
Погрузись в безмолвие и созерцай Танец. Просто смотри: звезда, цветок, увядающий лист, птица, камень... подойдет любой фрагмент этого Танца. Смотри. Слушай. Нюхай. Прикасайся. Пробуй на вкус. И, вполне возможно, вскоре ты увидишь и Его - Самого Танцора!

Ученик постоянно жаловался Мастеру:
- Ты прячешь от меня великую тайну дзэн.
Он никак не хотел принимать объяснения Мастера.
Однажды они шли через холм и услышали пение птицы.
- Слышишь, как поет птица? - спросил Мастер.
- Слышу, - ответил ученик.
- Теперь ты веришь, что я от тебя ничего не прячу?
- Да.

Если ты действительно услышал пение птицы, если ты действительно увидел дерево... ты уже все знаешь. Не нужно никаких слов, никаких концепций.
Что-что? Что ты говоришь? Ты слышал сотни птиц и видел сотни деревьев? Постой-ка! А видел ли ты дерево?
Если ты смотришь на дерево и видишь дерево, это еще не значит, что ты увидел его по-настоящему. Когда смотришь на дерево и видишь чудо - лишь тогда ты действительно видишь его! Испытывал ли ты когда-нибудь тихую радость от пения птиц?

0

50

  Нужно прыгнуть  

Буддийская притча
Мастер сказал ученику:

— Начисто забудь о своём прошлом — и ты станешь просветлённым.

— Я так и делаю, только постепенно, — ответил ученик.

— Постепенно можно лишь расти. Просветление мгновенно.

Позже мастер объяснил:

— Тебе нужно прыгнуть! Крохотными шажками пропасть не преодолеть.

0

51

самый красивый остров

Старый человек большую часть своей жизни провел на острове, который
считался одним из самых красивых в мире. Когда он вышел на пенсию и
вернулся в большой город, его спросили:
- Наверно, это просто прекрасно - прожить столько лет на острове, который
является одним из чудес света, правда же?
Подумав, старый ответил:
- Ну, правду говоря, если бы я знал, что он так известен, то осмотрел бы
его.

Людей не нужно учить смотреть. Их просто нужно спасать от школ, которые
ослепляют.

0

52

araksa написал(а):

Людей не нужно учить смотреть

Это смотря, каких людей))
Я вот не вижу того, на что не смотрю. Любимая фраза моей бывшей свекрови: "Ты что не видишь, что пол грязный?" - "Нет, не вижу, пока не вспомню, что надо посмотреть, не пора ли его помыть".
А вообще притча точно про меня. Я за 12 лет в Израиле и половины того, на что тут стоит смотреть, не видела. Не было ни сил, ни времени. А часто и денег.
Вот, приедет ко мне долгожданный гость, за пару месяцев наверстаем то, что я столько лет упускала.

0

53

Nixe написал(а):

Вот, приедет ко мне долгожданный гость, за пару месяцев наверстаем то, что я столько лет упускала.

:yep:  :yep:  :yep:  ;)

0

54

Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...
- Кто ты? - спросил Маленький принц. - Какой ты красивый!
- Я - Лис, - сказал Лис.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. - Мне так грустно...
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это - приручить?
- Ты не здешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал Лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. - Была одна роза... наверно, она меня приручила...
- Очень возможно, - согласился Лис. - На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле, - сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнул Лис.
Но потом он вновь заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... приручи меня!
- Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, - попросил Лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.

Antoine de Saint Exupéry  "Le Petit Prince"

0

55

профессор философии. перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе
несколько различных вещей. когда начинаются занятия. он молча берет
большую. пустую банку и заполняет ее большими камнями. затем спрашивает:
- банка полна? -
- да! - соглашаются студенты.
тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же
банку. он слегка поболтал банку и галька. конечно. заполнила свободные
области между камнями. он снова спросил студентов:
- банка полна? - они рассмеялись и согласились. что банка полная.
тогда. профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. естественно.
песок заполняет все остальное пространство. ещё раз профессор спросил
студентов:
- полна ли банка? - и они опять ответили:
- да. и на этот раз однозначно. она полна. -
тогда из-под стола он ещё вытащил 2 банки пива и вылил их в банку до
последней капли. размачивая песок. студенты смеялись.
- теперь. - сказал профессор. - я хочу. чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь.
камни - важные вещи - ваша семья. ваши друзья. ваше здоровье. ваши дети.
если бы все остальное было потеряно. и только они остались. ваша жизнь была
бы все еще полна. галька - другие вещи. которые имеют значение подобно вашей
работе. вашему дому. вашему автомобилю. песок - все остальное. это - просто
мелочи жизни. если вы сначала насыплете песок в банку. то не будет места для
гальки и камней. то же самое и в жизни. если вы тратите все ваше время и
энергию на мелочи. у вас никогда не будет места для вещей. которые являются
важными для вас. обратите внимание на вещи. которые являются критическими к
вашему счастью. заботьтесь сначала о камнях. это действительно имеет значение.

Отредактировано Wolff (2009-04-28 17:34)

+1

56

респект, Волк, очень хорошая притча!!!

  Обыденное  

Суфийская притча

Рашид Ситаразад принял группу желающих учиться, чьи головы были наполнены слухами о его чудесах и возбуждением от того, что они приблизились к источнику Учения.

Он сказал:

— Пусть один из вас будет вашим представителем и расскажет мне о ваших чувствах.

Один из пришедших выступил вперёд и произнёс:

— Мы в возбуждении от Высокого Присутствия, мы страстно стремимся к Знанию, прикосновение к Традиции возвышает нас.

Рашид сказал:

— Это верное описание ваших чувств. Поскольку вы все любите возбуждающее, мне придется дать вам банальное. Вы должны учиться у жизни. А жизнь — ключ к знанию — это самая банальная вещь на свете. Вам придётся пройти через жизненные ситуации, которые заставят вас понять жизнь, а не сделают её более интересной.

Один из присутствующих воскликнул:

— Человек, которого вы просили представить нас, говорил только за себя, и, что же, все мы должны быть осуждены за его поведение!

Рашид ответил:

— Он может думать, что говорит за всех. Вы можете думать, что он говорит только за себя. Однако есть ещё я, согласный с тем, что он говорит за всех. Вы уже подвергаете сомнению мой авторитет? То, что вы так поступаете, показывает, что вы жаждете возбуждения, и подтверждает слова, которые вы пытаетесь опровергнуть!

Отредактировано araksa (2009-04-28 21:18)

+1

57

волк хохочет.  :D

ну. восток. так восток...

однажды к ходже насреддину пришли односельчане и просили рассказать им много
путешествующего человека. что такое компас... он выслушал их. горько зарыдал...
а потом очень долго смеялся... пораженные такой реакцией на их просьбу. декхане
попросили ходжу объясниться во избежание недоразумений... тот. погодя. ответил:
- о. люди! когда вы поросили рассказать вам о компасе. я зарыдал над вашей
неученостью... а смеялся над собой. потому. что тоже не знаю. что это такое...

0

58

умница, думаю, каждый, пишущий в этой теме - как ходжа насреддин, который путём не знает что такое компас-бредём по дорогам жизни,
ореинтируясь на звёзды, на ветер, на людей, встречающихся на нашем пути...
находим мудрые притчи, восхищаемся, удивляемся простоте и мудрости...
и забываем о них...иногда в самый неподходящий момент, как раз тогда, когда они (притчи) могли бы службу сослужить...
...а потом смеёмся, подобно Ходже, ...который и без компаса неплохо обходился в своих путешествиях!... ;)

0

59

araksa написал(а):

а потом смеёмся, подобно Ходже

я не умею плакать. сердечко... потому и скалюсь...

ну. чтоб вхолостую не постить. и ответить. как понимаю:

пришел ученик к учителю и пожаловался на жизнь. мол. все
ужасно. жить не хочется... на что учитель дал ему настенную
надпись "так будет не всегда" и велел ее повесить на самое
видное место... через время ученик пришел поблагодарить
учителя. ибо надпись помогла... на вопрос. что он может
сделать для своего учителя за то. что эта надпись наладила
его жизнь. учитель сказал: "просто не снимай надпись... ведь
так будет не всегда"...

0

60

Wolff написал(а):

я не умею плакать

а я умею, но не люблю плакать, а ещё не люблю, когда кто-то на скуку жалуется - нет её.

На необитаемом острове  

Христианская притча
Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трёх святителей. И так как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сею иконою не иначе как простою своеобразною молитвою: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну и ту же молитву.

Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своём корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:

— Остановитесь, мы вашу молитву забыли.

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:

— Молитесь, как умеете.

Старцы вернулись и остались при своей молитве.

0


Вы здесь » Форум общения и хорошего настроения » Устаревшие темы » Философские притчи