Группа, название которой многое говорит даже людям от рэпа далеким, возникла в Ростове-на-Дону в 97-м. То было время, когда рэп только делал первые нетвердые шаги, вербуя немногочисленных поклонников. Теперешняя Каста – Влади, Шым, Хамиль, Змей – выкристаллизовалась не сразу. Ростовские парни, в полной мере чувствующие уличные настроения, знающие цену словам и поступкам, они просто любили рэп, и сначала лишь слушали, искали единомышленников, а отыскав, задумывались о большем. Первые треки, первые хип-хоп-пати, что происходили в маленьких ростовских клубчиках, отличавшихся свойской атмосферой братства и единодушия. Тогда Каста объединяла несколько групп и свободных МС, ее состав был многолюдным, а выступления отделялись от тусовки только порогом невысокой сцены.
В самом конце 90-х рэпом в России, в Москве впервые занялись всерьез: в стране появились структуры, готовые оседлать зарождающийся интерес к хип-хопу. Мощные связи, доступ к телевидению; впоследствие на поверхность всплыла даже ключевая идея представителей шоу-биза от рэпа – "монополия на рэп" в стране. Реакция слушателей на штампованный и ненатуральный хип-хоп конца 90-х была неадекватной. Очень быстро сформировалось мнение, что рэп это нелепые штаны, возгласы "Йо!" и, если обобщать, – нечто несерьезное, вызывающее насмешки.
Каста показала, что у рэпа может быть другое лицо: живое, человечное. Что можно не копировать Запад, не подстраиваться под формат, можно говорить о понятных, но не пошлых вещах. Что можно найти своего слушателя невзирая ни на какие "монополии".
Первый кассетный тираж ("Трехмерные рифмы") они выпустили в 1999 году на собственные деньги. Альбом разлетелся по Югу России, чему поспособствовали и "пираты". Первый CD от Касты, сборник "В полном действии", вышел в 2000 году, когда их творчеством заинтересовалась компания "Видеосервис". А год спустя появился клип "На порядок выше", многих заставивший впервые отнестись к жанру всерьез.
Это был первый сингл с альбома "Громче воды, выше травы", пластинки, показавшей, что рэп способен быть совсем иным: продолжающим традиции российской поэзии и русского рока с их трепетным отношением к слову, с нешаблонным подходом к творчеству, с определенной моралью. Диск вышел на открытом при участии Касты независимом лейбле Respect Production, выросшем в одного из главных игроков на поле отечественного хип-хопа.
Вслед за альбомом Касты вышло две сольных пластинки от участников группы: Влади "Что нам делать в Греции"(2002) и Хамиль "Феникс"(2004). Каста занимала места в хит-парадах, не теряя почтения и в андерграунде, первой в России получила награду в номинации "Лучшая рэп-группа" от зрителей двух главных музыкальных телеканалов. Это случилось в 2004-м на первой церемонии MTV RMA и в 2006-м на церемонии вручения наград Муз-ТВ, где впервые была представлена эта номинация.
В 2006-м вышел макси-сингл (или скорее мини-альбом) «По Приколу», в некоторых песнях на котором пытливый слушатель мог заметить зачатки нового стиля Касты. Стиля непростого, долго вынашиваемого и обдумываемого. Всем пристально следящим за группой становится понятно, что она уходит от уличного рэпа, сказав в этом жанре, пожалуй, больше и лучше прочих. Но куда придет? На этот вопрос «По Приколу» ответа еще не давал.
2007-й ознаменовался для группы выходом первого DVD: фильм о концерте с Ансамблем Ростовской Консерватории. Классические треки были переаранжированы, компьютерный продакшн Влади сменили барабаны, бас, гитара, клавишные и духовая секция, к эмоциональной атмосфере добавилось рок-н-ролльное безумие. Релиз задал планку, которую еще не удалось преодолеть в отечественном концертном рэп-видео.
В мае 2008-го на прилавках музыкальных магазинов появилась «Быль в глаза», самое зрелое и серьезное на тот день высказывание Касты. Сохранив внешние приметы стиля, Каста обратилась к рэпу художественному. Вдохновение черпалось не в дворовых передрягах, а рефлексии, копании внутри себя, в литературе. И даже те песни, которые можно назвать «пацанскими», в этом альбоме приобрели иронический оттенок. Пластинка стала главным событием года в отечественном хип-хопе, была номинирована как «Лучший альбом» 7-й премии Муз-ТВ, отмечена в итогах года журналом Билборд, разошлась тиражом свыше 100 000 копий. Три песни были экранизированы и включены в эфир музыкальных каналов всего пост-союза. Одновременно с выходом «Были в глаза» группа перешла на самоуправление, и набрала новую команду своего выпускающего лейбла «Respect Production».
У Касты большие планы – уже вышло полное собрание альбомов и синглов на двух mp3-дисках, а также сборник лучших песен «The Best». Хамиль и Змей, парочка рэперов-весельчаков, записывают совместный альбом, в котором получит развитие направление, заданное ими на уже классических «Гончей» и «Ды-ды-дым». Что будет дальше – новый сольник Влади? Долгожданный альбом Шыма? Сборник трибьютов Касте? Время покажет, но боевая четверка из Ростова останавливаться не собирается и впереди их слушателей ждет еще много интересного.