Все Учения и религии берут начало из Единого Источника Знаний, и не столь важно, как его называют – Истиной, системой Божественных Идей или изначально предустановленных Законов. Известные версии этих Знаний, изложенные в виде субъективных Учений, передавались людям через немногочисленных Учителей.
А те обладали индивидуальными психическими, физиологическими, ментальными, эмоциональными и пр. особенностями и различными состояниями сознания. И потому приобщались к Единому Источнику Знаний в разной мере, причём каждый по-своему понимал и трактовал Высшие Идеи.
Кроме того, Учения излагались посредством слов, а те не могли адекватно выразить восприятие (понимание) Высших Идей Учителями. Которые жили в разные исторические времена, в странах с отличающимися культурными традициями и менталитетами населения и общались с людьми, по-разному подготовленными к принятию новых знаний. Да и даровались ими Знания не в полном объёме, а отдельными гранями-частями. Отсюда – различия в их Учениях.
Религии создавались позже многочисленными последователями, вольно или невольно отходившими от возвещённых Учений и излагавшими их в соответствии со своими знаниями, представлениями и интересами. (Буддизм был первой из них в истории нынешнего человечества.) Поэтому спорить об истинности религий не имеет смысла.
Люди интуитивно понимали, что воспринимаемое ими бытиё, наполненное красотой и гармонией, вечно меняющееся и в то же время сохраняющее устойчивость, с неукоснительно действующими в нём законами существования, развития и воздаяния, не могло возникнуть и поддерживаться в неизменном виде веками и тысячелетиями само по себе. И догадывались, что за этим стоят Высшие Силы, создавшие этот мир и управляющие им, приносящие в него Знания и наполняющие Благом. Так в них рождалась вера.
Эта внутренняя вера пребывает в глубине души каждого человека. Но обычно она – слаба и требует доказательств, словесных выражений и обоснований разума. Поэтому люди ищут подтверждений своей вере во внешнем мире, в том числе через поиск знаний и приобщение к религиям.
А так как все религии основаны на первичных Учениях, т.е. на неких совокупностях изначальных Знаний-истин, то в конечном счёте любое утверждение в человеке веры происходит через его приобщение к Знаниям. Но здесь есть один важный момент.
Вера человека в не меньшей, а подчас в значительно большей степени зависит от его состояния сознания, нежели от знаний. Именно поэтому кажущиеся невежественными и малограмотными люди нередко обладают более твёрдой верой, чем высокообразованные индивиды.
Вместе с тем само состояние сознания человека во многом определяется его верой и знаниями. Возникает замкнутая цепь положительных обратных связей: изменение (расширение) сознания неизбежно приводит к поиску новых знаний и обретению веры, а утверждение веры, в свою очередь, вызывает изменение состояния сознания и жажду знаний.
Как следствие, у подвижника, вставшего на путь самопознания и совершенствования, происходят непрестанные приращения знаний, веры и состояний сознания. Истинная вера состоит в принятии и неукоснительном применении знаний в жизни, а также в изменении отношений, достигаемом через расширение сознания.
В отличие от Единого Знания, Учений, как путей познания и совершенствования, – много. Каждому человеку надлежит определить приемлемый ему путь жизни и пройти его самостоятельно.
Желательно делать это достойно, не ропща на судьбу, понимая, что она – детище его собственных помыслов и поступков; пройти, по возможности не оступаясь, не падая вниз. Ибо падение – всегда глубоко, и тяжело из этой глубины возвращаться назад.
Ни к чему воздействовать на чужие пути. У каждого человека он – свой и требует полного сосредоточения и мужества, терпения и спокойствия. А другим надо предоставить свободу избрания жизненной стези.
Лучше отстраненно наблюдать за собой и за ними. Но если появится внутренняя потребность протянуть кому-либо руку помощи, сделай это; однако будь готов к тому, что её могут отбросить или обвинить тебя потом во всех своих бедах.
Никогда не спорь с другими, это бесполезно. Ты не убедишь закостеневшие умы, а они не переубедят тебя. Если же возникла дискуссия, веди её, не утверждая известные тебе факты, истины, представления, но задавая оппонентам «неудобные» вопросы.
И пусть они отвечают на них (а на каждый ответ можно найти новые «скользкие» вопросы, после которых у спорящих исчезнет желание продолжать разговор). Однако учись проявлять по отношению к людям благожелательность, сочувствие и терпение.
Сомнения – естественны, и все они есть поводы для размышлений, поиска истины. Не останавливайся на достигнутом, старайся всегда двигаться вперед.
Но сделать это непросто, так как приходится пройти через одиночество. Подлинное одиночество наступает тогда, когда Знающий пребывает среди неведающих людей, мог бы многое им рассказать, прояснить, но не имеет права вмешиваться в процессы самостоятельного решения ими возникающих проблем и поиска жизненных путей.
Когда ему известны истинные причины событий и то, как можно избежать их негативных последствий, он вынужден молчать, сострадая людям. И это его сострадание связано с желанием и одновременно недопустимостью помощи действием и словом. Потому что все и всегда должны сами совершать свои выборы и полностью отвечать за них.
Никогда и никому не позволяй покушаться на свою (внутреннюю) свободу сознания и мышления, давай этому твёрдый и решительный отпор.
Чем больше вопросов у тебя будет возникать, тем лучше, так как каждый из них оказывается побудительным мотивом к поиску ответов. Но все ответы нужно искать и находить в себе самом.