Эвтаназия
Сенаторы в борьбе за эвтаназию. В России могут узаконить «медицинское убийство»
Инициировала проект председатель комитета по социальной политике СФ сенатор Валентина Петренко. Она считает, что эвтаназию в стране необходимо разрешить «для самых исключительных случаев».
В Совете федерации готовится законопроект, разрешающий эвтаназию в РФ. Как сообщает «Коммерсант», в случае его принятия неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни, если к такое решение утвердит консилиум врачей, а затем и комиссия, состоящая из медиков, адвокатов и представителей прокуратуры. Пока возможность появления эвтаназии в России поддерживают только организации по защите прав пациентов. Другие эксперты считают, что общество не готово к принятию подобного закона. Инициировала проект председатель комитета по социальной политике СФ сенатор Валентина Петренко. Она считает, что эвтаназию в стране необходимо разрешить «для самых исключительных случаев». Однако непонятно, как определить степень «исключительности». Кроме того, имея представление о состоянии российской медицины, можно предположить, что принятие закона обернется возросшим числом преступлений в среде нечистоплотных медиков.
Однако сенатор уверена, что тщательно продумала процедуру объявления больного о том, что он намерен уйти из жизни. Так, по представлению Петренко, инициатива о проведении эвтаназии должна исходить от самого больного: он должен заявить о своем желании уйти из жизни сперва в устной форме лечащему врачу, а затем написать на его имя заявление, заверенное нотариально. Заявление должен рассмотреть медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений.
«Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента попадет на рассмотрение совета, который должен быть создан при органе исполнительной власти — например, областной администрации. В состав совета должны будут войти медики, представители прокуратуры, адвокаты, представители общественных организаций,- заявила госпожа Петренко.- За два месяца они должны будут изучить отдельно взятую историю, проверить, не повлиял ли кто-то на просьбу больного. За это время больной вправе изменить свое решение. Если же за этот срок тяжелобольной пациент не передумает, ему введут повышенную дозу обезболивающего, чтобы прекратить работу мозга».
Документ, по словам госпожи Петренко, направлен в несколько научных медицинских институтов, которые должны дать свое заключение. «Сделаем поправки на основе отзывов, а затем будем двигаться дальше»,- подытожила она.
Судя по всему, сенаторы надеются на отмену статьи 45 «Основ законодательства „Об охране здоровья граждан“. Она запрещает российским врачам „удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами“. Лицо, которое осуществляет эвтаназию, „несет уголовную ответственность“.
Один из бывших руководителей НИИ Скорой помощи имени Склифосовского сообщил «Коммерсанту», что принятие инициативы «узаконит фактически существующее явление: случаи эвтаназии в России есть, но официально об этом никто не скажет, потому что это преступление».