Оксана Малая
Многолетний труд воспитателей, пытавшихся вернуть ребенку, усыновленному животным, человеческое обличье, едва не перечеркнули съемки фильма о судьбе собачьего выкормыша
В Одесском доме-интернате для детей с дефектами развития отлично помнят середину августа 1992 года, когда в здешний медпункт привезли странное существо. Почти месяц оно проходило карантин, беспомощно лежа в изоляторе на полу. В медицинской карточке ребенка значилось, что это восьмилетняя девочка. Правда, стоило кому-нибудь приблизиться к новенькой, как она скалила зубы и грозно рычала. Малышка и в самом деле была очень похожа на собаку: передвигалась на четвереньках, без видимых усилий запрыгивала на стол, скамейку, отказывалась спать на кровати, лаяла и могла больно укусить.
"После девяти лет очеловечивания Оксана все равно любит уединиться и повыть"
В комнату входит девочка -- маленькая, застенчивая. На вид ей девять, не больше, хотя на самом деле скоро исполнится восемнадцать. Если она чем и напоминает собаку, то лишь своей косолапой, с подкашиванием ног походкой -- иных следов дикости в человеке, повторившем в наши дни судьбу Маугли, не нахожу. Оксана сейчас ничем не отличается от своих подружек по интернату. От жизни в будке у нее, говорят, сохранилась лишь привычка спать, свернувшись по-собачьи клубком.
Оксана возомнила себя настоящей звездой, плохо слушается нянечек и воспитателей, а когда слышит в свой адрес: "Принцесса из собачьей будки", - только улыбается свысока. Она откровенно счастлива этим своим уродливым счастьем.
-- Случай с Малой и в самом деле уникальный, -- соглашается воспитатель Юлия Вершок. -- Проработав в интернате много лет, я ни с чем подобным не сталкивалась. Помню, когда Оксану привезли к нам, у всех был настоящий шок: ребенок на четвереньках по-собачьи скакал по двору -- да так быстро, что не догнать. То и дело норовил куда-то запрыгнуть или перемахнуть через скамейку. Плакать девочка-звереныш не умела, а от обиды жалобно скулила. Когда хотела почесаться, приподнимала ногу и, забросив ее за ухо, быстро шевелила пальцами. Тщательно выкусывала блох. Все эти движения были для нее чисто рефлекторными...
Словами Оксана пользовалась неохотно, хотя обращенную к ней речь прекрасно понимала. Ее же язык был другим -- бессловесным. Немало усилий было затрачено на то, чтобы научить девочку кушать, как люди. Обычно она в одной тарелке смешивала салат, суп и второе блюдо, выливала туда же компот, а уже потом начинала хлебать это месиво, громко чавкая. Дети, конечно, смеялись и дразнили ее.
Про свою прежнюю жизнь она рассказывала очень мало - что-то о конуре и собаке... Ей катастрофически не хватало внимания, ласки и любви, а у [литературное выражение в мнч] только потопили щенков, и все свое неизрасходованное материнство дворняга подарила Оксане. И научила Малую всему, что сама умела.
С трудом избавлялась Оксана от повадок животного -- почти десять лет прошло, прежде чем девочка стала похожа на здешних детей. Воспитатели и персонал терпеливо учили ее всему, что присуще человеческому существу, стараясь ни на минуту не оставлять одну. Отвлечь, занять, заставить забыть -- такой была педагогическая задача, с которой в Одессе отлично справились. Девочка сейчас читает и немного пишет, считает в пределах двух десятков. Она научилась простым вещам -- умываться и чистить зубы, обслуживать себя. А главное, научилась общаться с людьми. Хотя животные инстинкты въелись глубоко.
=====
История знает немало случаев, когда дети "воспитываются" дикими животными. Какие выводы о психике человека можно сделать из этих историй?